Эволюционирование протеста

Формат протеста, стоит отметить, выбран весьма неудачно. Формула "Допускай" подразумевает конечность действий протестующих - они ограничены выборами, после которых смысл лозунга обнуляется. Протестное движение продемонстрировало свою способность к эволюционированию, созданию горизонтальных связей и кластерный тип построения структуры протеста, но особенностью такой структуры является то, что она может справляться с текущими, тактическими, задачами - что, в общем-то, и было продемонстрировано. Но выдвигать проекты действий такая структура не может. Пока не может.
Фактически в отсутствие формальных лидеров, массово посаженных под арест, протестующие сумели самоорганизоваться. Их самоорганизация выдвигает лидеров, способных вести за собой небольшие "ячейки" протестующих, однако такое управление событиями носит, скорее, рефлексивный характер: есть проблема - находится и решение. Планировать на будущее и ставить задачи, выходящие за рамки реагирования на текущие вызовы, такая структура не в состоянии. Ей требуется переход на новый уровень.
Как должен выглядеть такой уровень, в целом известно. Небольшие компактные штабные стуктуры, способные формулировать не только приоритетные, но и перспективные задачи, способные их сформулировать и донести в ясной и недвусмысленной форме до протестующих. Далее сами протестующие будут действовать в рамках выдвинутых лозунгов и проектов. При этом штабы тоже будут возникать спонтанно, а значит - между ними и выдвигаемыми ими задачами будет возникать конкуренция, победа в которой станет определяться массами протестующих, которые будут откликаться (или наоборот, игнорировать) выдвинутые задачи.
Любопытно, но такой принцип эволюции протеста уже был сформулирован Сергеем Переслегиным, но применительно к эволюции террористических группировок. И Исламское государство более чем через десятилетие подтвердило справедливость его прогноза. Для вооруженной подпольной борьбы ИГИЛ создало никому не известные штабные структуры, в задачу которых входит агитация и сопровождение терактов, побуждение к совершению новых. Известная операция "Справедливый джихад" как раз и основана на этом принципе, когда штабы лишь формулируют принципы, выпускают агитационные материалы и информируют о совершенных терактах. Все остальное делают неорганизованные террористы-добровольцы..
Судя по всему, ненасильственный протест также может эволюционировать в этом направлении. Сетевое построение масс протестующих, дополненное иерархическими штабными структурами, может создать неубиваемый конгломерат, способный как ставить перспективные задачи, так и решать текущие. Однако нужно сразу учесть, что борьба в таком формате невозможна с государством, имеющим достаточную устойчивость. Этот формат борьбы может быть эффективен только в том случае, когда государство в силу внутренних причин находится в предкоматозном состоянии, в преддверии краха. Путинская Россия - как раз такая страна и такое государство. Эксперимент, в ходе которого уголовная братва из девяностых, захватившая власть в нулевые, пытается построить в России мафиозное государство, терпит крах. Что, в общем-то, объяснимо - невозможно бесконечно перераспределять имеющееся национальное богатство. Оно конечно, и в таком формате имеет тенденцию только к сокращению. Что мы и наблюдаем.
Эксперимент провален, братва вынуждена идти на трансформацию режима. Естественно, не с целью сделать его более человечным, а лишь для того, чтобы обеспечить возможность дальнейшего разворовывания страны. Но как раз на этапе трансформации государство теряет значительную часть своей устойчивости - и если протестующие сумеют успеть самоорганизоваться в эффективные структуры сопротивления, у них появляется шанс. Так что для победы в этой борьбе им требуется два (как минимум два) необходимых условия - строительство эффективной структуры и использование шанса в момент обрушения системы, которое состоится в обозримой исторической перспективе.
Иерархические проекты протестующих вроде ФБК Навального (а это классическая иерархическая структура построением сверху вниз) дошли до предела своей эффективности. Они неспособны к качественному эволюционированию и могут соревноваться с государством лишь в экстенсивном развитии, причем ресурсное обеспечение государства в любом, даже самом "разобранном" его состоянии, всегда будет выше любых протестных иерархических структур. (Кстати, здесь та же аналогия с ИГИЛ - став иерархией, Исламское государство было вынуждено вести борьбу со своими противниками на ресурсном поле и проиграло, так как было заведомо менее обеспеченным). И речь идет не только о ФБК - любые иерархические структуры протеста сегодня не смогут победить. Именно по ресусным соображениям. Их строительство имеет смысл только после краха режима - но сам крах может быть обеспечен лишь ненасильственным массовым и сетевым протестом, способным как на рефлексивное, так и перспективное планирование своей деятельности.
Пока ситуация явно неопределенная. Эволюция протеста идет, и идет стремительными темпами, но сможет ли он пройти все положенные стадии - пока неизвестно. Шанс есть, но это пока только шанс.
|
</> |