Евгений Леонов и его Ванда

Они прожили вместе 37 лет. Евгений Леонов и его Ванда. Или как он её называл "моя Ваня". Последние годы Евгений Павлович тяжело болел-было сильно изношеное сердце. И Ванда знала: если он, приходя домой, облокачивался на вешалку, это значит, что ему плохо. однако он старался не огорчать ее, всегда в таких случаях говорил: "Не волнуйся, Ванда, я просто хотел отдышаться".
Евгений Леонов родился в Москве, в 1926-м году, второго сентября, и был вторым ребенком у своих родителей. Глава семейства трудился инженером на авиационном заводе, а мама была домохозяйкой и занималась воспитанием сыновей. Родной брат Николай был на два года старше Евгения, он решил пойти по стопам отца и стал авиаконструктором.
Семья жила скромно, в коммунальной квартире на Васильевской улице, однако, невзирая на тесноту они были очень гостеприимны. Когда началась война Евгений на фронт не попал по возрасту. Однако тягот военного лихолетья хватил сполна, как и все поколение. Было голодно и он очень рано пошел на авиазавод учеником токаря.
Поначалу Евгений учился в авиационном техникуме. Однако творческая натура в нем взяла верх. Молодой человек так увлекся художественной самодеятельностью, что учеба попросту отошла для него на второй план. С третьего курса он ушел в столичную экспериментальную театральную студию, где буквально покорил комиссию на вступительных экзаменах своим обаянием и талантом. Так появился будущий знаменитый артист Евгений Леонов.
Его супруга Ванда Владимировна Стойлова родилась в Свердловске 15 октября 1935 года. После школы девушка поступила в Свердловское музыкально-педагогическое училище.


Она переехала в Москву, так и не окончив училище. На следующий год поступила на театроведческое отделение ГИТИСа. А в 1959 году у них родился сын Андрей. Первое время все вместе жили в общей квартире: родители Евгения Павловича, его старший брат, и они с сыном - в проходной комнате. Жили в тесноте, но не в обиде, потому что мама Евгения Павловича была очень гостеприимным человеком. Ее дом всегда был открыт для всех. В нем дневали и ночевали многочисленные родственники, кто-то приезжал из Клина, кто-то из деревни. Спали прямо на полу. Вместе ели, пили чай, и всегда в доме была какая-то радостная атмосфера.
А для Леонова главное в жизни была его семья. Впрочем, он и воспитывался в такой атосфере с детства-на первом месте всегда должна быть семь. Всему театральному окружению было известно, что для Леонова нет других женщин, кроме его жены, — он всегда торопился домой, все свое свободное время проводил с Вандой и сыном.
Ванда Владимировна впоминала: "Женя в маму, такой же добрый, широкий. Мать Жени была очень добрая и от природы очень интеллигентная женщина. В университетах не училась, но была весьма начитанной, образованной и бесконечно любила свою семью. Эта её любовь, я думаю, передалась и Жене. Он безумно любил свой дом, обожал нас с Андрюшей… У нас тоже всю жизнь дом был открыт
. Всегда после спектакля приходили друзья, сидели, разговаривали. Сейчас все это повторяется у Андрюши: у него тоже гостеприимный дом, он тоже любит друзей. Всегда у него люди, так же, как это было у нас с Женей: открывался холодильник, вытаскивались продукты, все жарилось, парилось - и на стол.
"Женя очень любил и жалел животных. Он их просто обожал. У нас в доме вечно обитали какие-то приблудные кошки, собаки, и он всегда им был рад. Долгое время у нас жил бездомный кот Вася. Я ему сделала уголок около двери, и Женя его кормил. А однажды, на мой день рождения, кто-то принёс и поставил нам под дверь перевязанную ленточкой коробку со щенятами. Женя в это время был на гастролях в Болгарии. Я взяла этих семерых щенят, сделала им на кухне загородку, стала их кормить.
"Женя любил хороший коньяк, виски. Он был не против выпить, но никогда не был пьяницей. И он не пил, так, знаете, лишь бы выпить. Или как некоторые: сидеть и глушить водку стаканами. У него всегда было чувство меры. Когда к нам приходила соседка Тамара, он говорил: "Томик, хорошо, что ты пришла, сейчас мы сядем за стол - ты, Ванда и я - и выпьем". И мы садились, открывали какой-нибудь вкусненький коньячок, виски или водочку.
И он, сколько хотел, столько и выпивал. Но никогда в жизни не напивался. Иногда говорил мне: "У меня есть желание выпить". Я никогда не возражала: "Ну, раз есть желание - выпей". Помню, однажды он позвонил мне на работу: "Знаешь, Ванда, я попросил дворника почистить наш ковёр, и мы сейчас с ним сидим и понемножку выпиваем"
"Когда Андрей родился, Женя снимался в Ленинграде и приехать не смог. А когда приехал, боялся Андрюшу взять на руки - такой маленький комочек. Конечно, он обожал сына. Привозил столько игрушек, что вся деревня Давыдково, где мы летом снимали дачу, снабжалась ими. Мы их дарили, оставляли, потому что нужна была грузовая машина, чтобы увезти их все с дачи."
В 1988 году у артиста произошел обширный инфаркт во время гастролей в Германии. Он пережил клиническую смерть и провел в коме почти месяц. Леонову потребовалась экстренная операция на сердце, но ему удалось выжить. По словам самого актера, его спасла любовь и забота близких, не отходивших от его постели и умолявших бороться и жить.
Послушайте монолог Тевье из спектакля "Поминальная молитва". Это был последний спектакль с участием Евгения Леонова.
Ванда Владимировна, после смерти любимого мужа в 1994-м посвятила себя внукам, вела закрытый образ жизни.
13 мая этого года она умерла от сердечного приступа.
|
</> |