"Евангелие от Матфея", "Страсти Христовы"
andeadd — 10.12.2015 "Евангелие от Матфея"После просмотра художественного фильма "Сало или 120 дней Содома" можно подумать, что Пазолини - сумасшедший человек и сомнительный режиссёр. Однако посредством "Евангелия от Матфея" он частично реабилитируется.
Мне Христос в сабже напоминает бунтующего подростка, начитавшегося марксистской литературы. Сцены проповедей - как вдохновенные, гиперэнергичные выступления Маяковского на тему необходимости строительства ГОЭЛРО: Иисус говорит резко, отрывисто и, как бы поточнее выразиться, КОНСТРУКТИВНО.
Насколько я знаю, Пазолини был лютым атеистом, но зачем тогда, интересно, он взялся за совершенно серьезный, без ерничанья, фильм по Евангелию, за который даже получил специальную премию от Ватикана...
Любопытно, что на роль Христа Пазолини планировал пригласить Евгения Евтушенко, но что-то там у них не сложилось. Впрочем, Россия в фильме всё равно ЯРКО представлена: послушайте, какая песня звучит в апофеозе фильма - от снятия Иисуса с креста до воскресения: https://youtu.be/SsAJVBRC8R0?t=2h6m23s
"Страсти Христовы"
В свое время я конечно "Страсти Христовы" видел, но это было в молодости.
Сейчас, когда жизнь перевалила за половину, сабж воспринимается в разы острее, с каким-то ОКОЛОНУМИНОЗНЫМ чувством.
Безумно красивый и СТРАШНЫЙ фильм, задающий абсолютно верную тональность всей этой истории - тональность ФИЗИЧЕСКИХ мук. Конечно, для верующих людей Евангелие звучит абсолютно НЕ-физически - наоборот, бесплотно, как волшебное музыкальное сопровождение веры. Им, скорее всего, фильм кажется неоправданно жестоким. Но у нас, маловеров, он цепляет как раз НУЖНЫЕ струны, и цель здешней жестокости нам предельно ясна.
Ведь о чем мы читаем в Евангелии? Бог отдал сына своего единородного на муки и смерть, и это должно вдохновить и УКРЕПИТЬ дух людей и, кроме того, помочь им понять, как их любит Бог, раз принёс такую жертву.
Но о каких именно муках идёт речь? В самих Евангелиях и во всех экранизациях, кроме гибсоновской, страдания и смерть Христа довольно СТЕРИЛЬНЫ. Поэтому в представлении обывателя то насилие, которое испытывает Иисус, примерно аналогично тому, что устраивают для обычного гражданина с помощью резиновых дубинок в рядовом российском отделении милиции. Более того, обычному гражданину в такой ситуации надеяться на помощь не приходится, а Христос знает, что его воскресит Бог.
Тогда в чём же подвиг Христа, почему мы должны им вдохновляться?
Гибсон отвечает на эти вопросы В ЛОБ, максимально эффективно и правильно, - он показывает нам ТОГДАШНИЕ звериные реалии, а не те буколические картинки, которые мы воображаем, читая Евангелие. У авторов Евангелий строчка "Стражники ударили Иисуса" означает не пару декадентских пощечин, а изуверское избиение железными прутьями с неизбежными переломами и литрами крови. В то время это было НОРМОЙ, но заострять на этом внимание (особенно в святой книге) никому и в голову не пришло.
Гибсон открывает нам эту простую и очевидную вещь, и всё сразу становится ясно: муки Христовы действительно были МУКАМИ за гранью человеческих возможностей, а не дежурным спектаклем. Именно поэтому мысль о них должна укреплять нас - "Христос терпел и нам велел".
К тому же, такие страдания он вряд ли перенёс бы без веры в Бога, который его воскресит; соответственно, ЦЕННОСТЬ веры становится предельно понятна...
Я вот читал, что фрески с бичеванием и распятием Христа обычно рисовали в тех монастырях, при которых были лазареты. Т.е. именно для того чтобы, глядя на них, страдающие, умирающие люди укрепляли свой дух. Фильм Гибсона выполняет ту же - крайне важную - функцию.
|
</> |