Эвакуация защитников Ханко
omar79 — 08.07.2025
Всех зашедших приветствую! На этот раз поговорим об одной операции, которую провел краснознаменный флот в первый год ВОВ. В наше время из всех операций Военно-Морского Флота СССР в годы войны на слуху в основном трагичный переход кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. Особенно такие темы были популярны в годы Перестройки и в 90-е. Веселое было времечко, когда публицисты, журналисты и киношники ожесточенно рубили правду-матку (отчего последняя скоропостижно скончалась).
Объективность там естественно и не ночевала, это лишь был очередной повод лягнуть советскую власть и конкретно советский ВМФ. Но вот не менее трагичную эвакуацию гарнизона полуострова Ханко так не пиарили. Спросите почему? Давайте рассмотрим эту операцию.
Ханко (Гангут) мы получили по итогу советско-финской войны, да той самой, согласно либерам которую мы позорно проиграли. 12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор. По одному из пунктов договора советская сторона получила в аренду часть полуострова Ханко, включая город Ханко и его порт, и морскую территорию вокруг него, радиусом в 5 миль к югу и востоку и в 3 мили к северу и западу, и ряд островов примыкающих к нему, сроком на 30 лет для создания на нем военно-морской базы, способной оборонять вход в Финский залив, для защиты Ленинграда. В целях охраны морской базы СССР имел право содержать там за свой счет необходимое количество наземных и воздушных вооруженных сил.
В предвоенный период советские военные спешно возвели на Ханко оборонительные сооружения и установили крупнокалиберные батареи 305 и 180 миллиметров. После захвата немцами Таллина оборона Ханко стала делом затруднительным, так как база оказалась в глубоком тылу. А с установлением ледового покрова фронт обороны полуострова намного бы увеличился. Но выделить для базы дополнительные силы ни флот, ни Ленинградский фронт не могли. Поэтому было принято решение эвакуировать гарнизон Ханко в Ленинград.
Обстановка в Финском заливе для нас была сложной. Надо было остерегаться авиации и мин. При этом вывезти надо было почти 28 тыс. человек, а расстояние от Ханко до Кронштадта составляло 240 миль -это 445 км. Оба берега Финского залива тогда находились в руках противника который вел непрерывное наблюдение за фарватерами и противодействовал движению по ним авиацией, береговой артиллерией и силами своего флота, правда малочисленного.
Учитывая все это, командование флотом приняло решение эвакуировать гарнизон скрытно. Переходы небольших отрядов кораблей намечались ночью, что устраняло противодействие авиации противника. Длинные осенние ночи давали возможность совершать переходы между островом Гогланд и Ханко за одну ночь. Выполнить эту непростую задачу было поручено командующему эскадрой вице-адмиралу В. П. Дрозду. Операция проходила по плану с 26 октября по 2 декабря.
Чтобы не идти наобум командование решило изучить обстановку в Финском заливе и для этого организовало поход быстроходных базовых тральщиков «Фугас». В поход были выделены 3 БТЩ (Т-210 «Гак», Т-215, Т-218) их прикрывали 3 «малых охотника» (МО-201, МО-211, МО-212). Командиром отряда назначен командир отряда траления капитан 1-го ранга В. П. Лихолетов. В ночь на 24 октября небольшой конвой перешел из Кронштадта на передовую базу морской обороны флота — остров Лавенсаари, а в ночь на 25 октября вышел на Ханко. Без потерь не обошлось. При проводке отряда через минные поля на мине подорвался и затонул тральщик Т-203 «Патрон» (спасено 30 членов экипажа). Утром 25 октября отряд прибыл на Ханко, доставив авиатопливо и боеприпасы.
26 октября 22:00 отряд вышел в обратный поход, имея на борту 1 стрелковый батальон (499 человек с двумя комплектами боеприпасов и 10-ю суточными комплектами продовольствия), 92 миномета, а также штабы командования береговой обороны Балтийского района и Северного укрепленного сектора. На обратном пути также спасли подводную лодку Щ-318, которая села на камни.
1 ноября отправился первый отряд. Во время похода повреждения от взорвавшейся рядом мины получил минный заградитель «Марти», но экипаж успешно устранил наиболее опасные из них и продолжил свой путь. На обратном пути корабли были обстреляны немецкой артиллерией с полуострова «Юминда», но безуспешно. Отряд пришел обратно в Ленинград без потерь в людях и кораблях. Было доставлено 4231 бойца, из них 200 раненых, 38 орудий, 15 минометов, большое количество боеприпасов.
Всего было направлено 10 отрядов (не считая разведывательного). В дальнейшем все проходило не так безоблачно как у первого отряда. Но все же боевая задача была флотом выполнена. Гарнизон ВМБ Ханко и острова Осмуссар общей численностью в 27 809 бойцов и командиров были эвакуированы, доставлено 22 822 человека, потери составили 4 987 человек (17,8 %). В основном погибли в море, некоторые попали в плен. Доставлены 26 танков, 2 бронемашины, 63 орудия полевой артиллерии, 5 орудий зенитной артиллерии, 56 минометов, 624 пулемета разных типов (в том числе демонтированные с кораблей, танков и т. д., а также трофейные финские и немецкие), около 16 000 единиц стрелкового вооружения, 12 000 тонн продовольствия, около 110 000 артиллерийских и минометных снарядов, радиостанции и большое количество иного снаряжения. Погибли в море свыше 7000 единиц стрелкового вооружения, около 400 пулеметов разных типов, 4 орудия, 89 минометов, 384 тонны продовольствия.
Во время проведения этой операции наибольшую опасность для наших кораблей представляли не авиация и флот оппонента, а минные заграждения, а также плавающие мины — тем более, что проводка отрядов осуществлялась в ночное время. В районе Юминда — Каллбодагрунд в сентябре противник поставил 958 мин и 700 минных защитников (устройство для защиты морских якорных мин от вытраливания контактными корабельными тралами). Юрген Ровер в своей статье «Минная война в Финском заливе, сентябрь — ноябрь 1941 г.» отметил следующее:
...Поэтому прежде всего считали необходимым закрыть проходы в заграждении Юминда, сделанные при прорыве советских кораблей. Так, ночью 29, 30 и 31 августа флотилия катеров-заградителей поставила три заграждения (Д-31, Д-32, Д-33) восточнее старого финского заграждения „Валкярви“ (по 30–36 мин ЕМС и соответствующее число буев). На пути русских в центре Юминды было поставлено дополнительное заграждение из 36 мин и 40 буев…
Проходы здесь имеют в виду те, которые сделали наши тральщики при Таллинском переходе. Финские катера также активно засеивали залив минами. Не обошлось и без казусов. 25 сентября при возвращении с минной постановки на участке «Юминда» немецкий заградитель «Королева Луиза» (бывший курортный лайнер) возле Хельсинки нарвался на советскую мину и погиб.
То что русские начали подозрительную активность в той части Финского залива не ускользнуло от финнов и немцев. 2 ноября их наблюдатели отметили успешный прорыв 8 советских кораблей через минные заграждения. На следующий день немецкий минзаг «Кайзер» еще добавил мин на участке «Юминда». Но советские суда все равно прошли без взрывов и т.д. Позже финские минные катера также усилили это минное заграждение. Так что противник не сидел без дела.
Всего в этой эвакуации участвовало 74 корабля. Еще 12 судов занимались обеспечением этой операции. Потери в корабельном составе составили 20 кораблей:
3 эсминца («Суровый», «Сметливый», «Гордый»), 4 тральщика (Т-203 «Патрон», Т-206 «Верп», № 56 «Клюз», № 35 «Менжинский»), 1 сторожевой корабль «Вирсайтис», 1 гидрографическое судно «Азимут», 2 транспорта «Алексей Жданов», «Иосиф Сталин», 2 катера «малый охотник», 1 торпедный катер, 3 вспомогательных катера, 3 буксира. Кроме 3 судов (1 катер потоплен «дружественным огнем» по ошибке, 1 катер из-за неисправности лишился хода и захвачен немцами, 1 буксир из-за неисправности затоплен на переходе) все остальные корабли погибли на минах. Потери в экипажах по не полным данным составили около 650 человек.
Несмотря на потери это первая успешная операция Балтийского флота в 41 году. Наверное поэтому в годы «гласности» она не была в чести «правдорубов».
Накрутка друзей в Одноклассниках: как увеличить активность без риска
Бодрое утро!
С Днём Рождения меня)
осенний вайб
понравилось
Без названия
Путь катунского водника – зловещие полноводные "Пни".
Тельмана

