EUROPA (1991)
mr_garett — 25.03.2022Германия, сентябрь 1945 года. Страна истощена войной и разрушена бомбардировками. Повсюду видны руины зданий, на дорогах стоит брошенная военная техника, работы нет, еда выдается по карточкам, будущее страны видится туманным и неопределенным. В это смутное время в Германию прибывает молодой американец Леопольд Кесслер. Он движимый интересом и состраданием к людям, которые пережили тяжелые времена. Став проводником в железнодорожной компании “Zentropa” Кесслер знакомится с истинной реальностью послевоенной Европы, которая одержима демонами прошлого и несется во мрак, на встречу своей зловещей судьбе.
Леопольд Кесслер и Кэт.
Европа - ранняя картина Ларса фон Триера, снятая в самом начале 90-ых, когда режиссер был молод и полон оригинальных идей. С первых минут просмотра в глаза бросается необычный визуальный стиль “Европы”, сформированный на стыке цветного и черно-белого кино. Мрачная послевоенная Германия погружена в ледяную ночь и окутана серебристым саваном дождя, который струится из под стального купола неба. Свет и тьма чередуются друг с другом, пляшут на стенах разрушенных домов или мерцают снежинками под куполом чудом уцелевшего собора. Куда бы Кесслер не двинулся, он всегда будет находится в монолитном черно-белом окружении, которое формирует рамки реальности Леопольда. Когда на экране появляется интересный персонаж или важный объект, картина на мгновение становится цветной. Кроме того, Триер подсвечивает кровь. Красный цвет ускользающей жизни очерчивает пространство смерти, окутанное угольной чернотой ночи.
Полночь Европы.
При всем при этом каких-то крутых визуальных эффектов в картине нет, Триер снял “Европу” буквально за три копейки. При этом визуальный ряд картины выглядит очень сочно. Даже сейчас, через тридцать лет после выхода фильма на экраны “Европа” представляет собой настоящее пиршество для глаз, воплощенный на пленку кошмар военного импрессиониста. Понравится ли Европейский визуал всем? Вряд ли, но несомненно у него найдутся верные поклонники и фанаты.
Тяжела и неказиста жизнь в подсобке машиниста.
На первый взгляд, “Европа” представляет собой классическое кино про шпионов. Мирный и добродушный Кесслер оказывается в самом центре заговора. Сделав один неверный шаг он попадается на крючок и вскоре сам оказывается по другую сторону закона. Выполнить шпионскую миссию будет не просто, поскольку с одной стороны на Кесслера давит молодая жена, тогда как с другой стороны, Кесслер ведет борьбу с совестью и с чувством долга. До кучи в процесс вмешиваются германские экзаменаторы, стремящиеся сделать из Кесслера выдающегося проводника. Кесслер старается угодить и тем и этом, но, в конечном итоге, проваливает главный экзамен в своей жизни.
Сначала экзамен, потом все остальное!
Подобно другим картинам Триера, Европа содержит множество скрытых смыслов, таящихся под покровом шпионской истории. Пожалуй, наибольший интерес для зрителя представляет местный поезд, который, по сути дела, является масштабной моделью континента. Кесслер работает в первом классе, где тусуются сливки общества. Однако дядя быстро показывает племяннику, что в поезде есть и другие, более мрачные вагоны, которые перевозят простых людей и бывших узников концентрационных лагерей. Командует в поезде военная администрация, тогда как начальник поезда вообще не появляется на экране (возможно, он находится под внешним управлением, а может быть его и вообще нет). Кесслер пытается проникнуться симпатией к пассажирам, но его жена - Кейт, утверждает, что местных любить не за что. Они одновременно и жертвы и виновники войны и будет лучше, если никто из пассажиров не доедет до места своего назначения.
Вервольф бдит за тобой.
Еще один интересный момент связан с отношением Кесслера к религии. Леопольд в бога не верит, в результате чего Кэт становится для него смыслом жизни и этот смысл жизни тащит Кесслера на дно. Триер считает, что любовь к Родине не бывает спасительной, если в ее основе не лежит любовь к богу и миру. Еще большие Триер не любит равнодушных, ибо по его мнению, на них лежит ответственность за все совершенные преступления.
Кэт и книга.
Если смотреть на “Европу” с точки зрения мета-сюжета, перед нами глобальная попытка понять, что происходит с нацией, сумевшей пережить разрушительную войну. Триер оперирует вне национальными понятиями и пытается разобраться в том, какими мыслями и стремлениями живет общество, получившее глобальную травму. К сожалению, выводы Триера не утешительны. Травмированное войной общество сломлено и его члены должны пройти долгий путь в темноте Европейской ночи, для того, чтобы выйти к ослепительному свету утра. И не факт, что этот свет сумеют увидеть все. Многие до конца своих дней будут идти во тьму, следуя за фантомными болями об утраченном величии.
Хуже стола может быть только игрушечная железная дорога. Придется Кэт новые чулки покупать.
Несмотря на то, что в фильме есть главный герой - Кесслер, рассказчик (его роль досталась Максу фон Сюдову) активно вмешивается в сюжет и тащит зрителя за собой, по рельсам, которые бегут в глубь Европейской истории, на встречу ранним векам человечества. Рассказчик занимает нейтральную позицию, как по отношению к зрителю, так и по отношению к герою. Иногда, он предупреждает Кесслера об опасности, но его высказывания всегда сбываются, так что избежать трагического развития событий не смогут ни герои ни зрители постановки.
Когда “Европа” вышла на мировые экраны, казалось, что Триер снял гипнотический сон о мрачном прошлом, но в действительности это был фильм о будущем. Фильм о реальности, которую мы рано или поздно увидим собственными глазами.
ЗА
-Уникальный визуальный ряд
-Интересная история наполненная мета-смыслами
-Гипнотический рассказчик, ведущий зрителя в самое сердце тьмы
-Поезд-Европа на рельсах истории
Один... Вы закрываете глаза, ваше дыхание успокаивается... Два.. ваша рука сжимает мышь и палец ложится на кнопку... Три... вы переходите по ссылке и подписываетесь на канал
https://t.me/GreatBlackShip
(с) Илья Садчиков
25.03.2022
|
</> |