Этот "Праздник" с курицей в глазах (о фильме "Праздник", Россия, 2019 год).


Праздник (Россия, 2019 год)
Рейтинг фильма - 6,432 (из 10)
Часть Первая. По стопам первопроходимцев.
Как я и предсказывал ранее https://lewhobotov.livejournal.com/904566.html , пример "Матильды" никого ничему не научил.
Конечно, такого бурления в народе предстоящий выход "комедии про Блокаду" по объективным причинам не вызвал (Кстати, я так и не понял, кто запустил такое определение - режиссер вроде идет в отказ по этому пункту, ссылаясь на недоброжелателей, а Кинопоиск настолько растерялся, что классифицировал фильм сразу по четырем жанровым категориям - комедия, драма, военный, история, хотя на мой взгляд он ни одной из них не соответствует). Фильм малобюджетен, его снимала маленькая съемочная группа, в нем не задействованы громкие исторические имена и нет актеров первой величины, а СМИ его не полоскали с таким временным упреждением и так массировано, чтобы уж точно донести скандал до сведения самого далекого от кино человека в самой удаленной точке страны. С "Праздником" было не так громко, но не менее яростно, принципиально и местами радикально. Некоторые граждане в истерике буквально дописались "до статьи".
Сторонники фильма, понятное дело, писали строго наоборот (тоже не увидев ещё самого фильма) - "Спасибо за вашу позицию", "Без сомнения будет шедевр", "Власть боится фильма, потому что видит там себя" и т. д.
Путь "Матильды" был повторен по основным пунктам в точности. Буря негодования, радикальный раскол общественности за и против фильма перед показом, создание аудитории путем информационной раскрутки скандала вокруг фильма, выход фильма, и резкий спад общественного конфликта после того, как обе стороны его отсмотрели и, надеюсь, посмотрели на себя в зеркало и постучали себя по лбу, зарекшись ещё раз так "разводиться" на пустом месте. Потому что ни с выходом "Матильды", ни с показом "Праздника" небеса не рухнули, мир не перевернулся, а все ожидания шокирующего подрыва устоев оказались жестоко обмануты. В обоих случаях уровень эмоций предварительного скандала на два порядка переплюнул зрительские эмоции от самого просмотра.
Часть Вторая. Фильм без жанра.
Одна из проблем "Праздника", мешающая его восприятию - в отсутствии жанра, к которому его можно было бы однозначно причислить. Он не есть комедия, "черная" комедия или трагикомедия (вариант, который я предполагал после просмотра трейлера и он-лайн интервью Красовского). Для любого из этих жанров в фильме должны быть сцены, вызывающие смех, пусть даже грустный. В фильме таких сцен нет. Есть несуразные ситуации и реплики от "комедии положений", но к улыбке они не побуждают.

Драма? Тоже нет - для драмы нужны какие-то тягостные события, которые произойдут с персонажами в кадре, или хотя бы дадут однозначный повод думать, что после того как действие фильма закончилось, они совершенно точно с героями случатся. Но и этого здесь тоже нет. Забегая вперед - финал настолько нелепый и неопределенный, что недоуменно смотришь на титры и спрашиваешь: - И что, это все? А чем кончилось-то? Их убили/посадили/расстреляли/или всех пронесло/или жизнь семьи пошла по-другому? Нет, серьезно, в "Празднике" просматриваемых по логике финалов не меньше чем концовок в первом "Сталкере". Это сознательное решение автора? Не знаю, кому-то может такая многовариантность и "заходит", но она очень на любителя.
"Военный" - вся военность тут исключительно в том, что дело якобы происходит где-то в пригороде Ленинграда, находящегося в момент событий в фашистской блокаде.
"История" - история, простите, чего? Кроме не точной временной привязки к Блокаде, более никаких исторических событий, фактов, имен и дат фильм не касается вообще.
Так что же за жанр у фильма? Да плотно забытый "фильм-спектакль", популярный в советские годы жанр. Театральный спектакль, снятый на пленку. Отсюда и единственная "локация", где разворачивается весь сюжет. И единственное объяснение манере героев говорить в полный голос в моменты, когда фразы конфиденциальны и не должны долететь до ушей других участников сцены. Понятно, что в театре, в отличие от кино, такие фразы прогововариваются в полный голос, иначе зрители в зале просто их не услышат.
Несмотря на все желание сделать его в ключе социальной сатиры с явными аллюзиями на сегодняшний день, когда крупные чиновники бессовестно жиреют, советуя обычному плебсу обходиться "макарошками" и проживать на десятку тыщ в месяц, закрываясь треском о патриотизме и том, что все беды от Запада и его санкций, фильм не об этом.
Почему? А потому что глава семейства, которое готовится вкусно и сытно встретить Новый год в то время, когда счет умерших от голода и холода в Ленинграде идет на десятки тысяч - не чиновник и не политик. Не барыга, не завскладом Горисполкома, а крупный ученый-микробиолог, получающий за свою работу от государства особую норму питания, которая существенно выше, чем у простых людей. Вот даже курицу дали в честь Нового года (одну). И шмат сала есть. И буханка блокадного хлеба. На пятерых. И это разом выбивает из фильма весь его остро-социальный смысл, превращая вообще непонятно во что. Если важный ученый-микробиолог вместо своих бактерий будет постоянно думать о том, где достать и пожевать корку хлеба и накормить ею свою семью - то много он своими мозгами наработает? Или что, были такие страны и такие войны и такие осады городов, где высший командный и руководящий состав, ценные специалисты обеспечивались хуже, чем обычные горожане?
Были ли в блокадном городе люди, которые питались существенно лучше, чем основная часть горожан, работников и защитников? Разумеется, такие были. Одни получали и еду и топливо из-за важности выполняемой ими работы или согласно занимаемой должности (простите, если начальник, на котором ответственность за все, у вас будет ноги протягивать и вырубаться каждые 20 минут - вы его ношу потянете, что ли? Особенно по части ответственности). Другие - не были ценны как руководители и специалисты, но злоупотребяли своим служебным положением и связями.
Очень общий обзор о разгуле криминала в блокадном Ленинграде и труднейшей борьбе с ним силами милиции и чекистов можно посмотреть здесь: https://mywebs.su/blog/history/17371/
Итак, семья Вознесенских готовится встрече Нового (1942-го, как я понимаю) года, с обильным застольем в голодном городе. Несмотря на голод и холод в окруженном гитлеровскими и маннергеймовскими полчищами Ленинграде, у семьи нет никаких проблем ни с продуктами, ни с теплом в частном двухэтажном доме где-то в ближнем пригороде. Такое положение достигается благодаря тому, что глава семьи - профессор-микробиолог Вознесенский, заведующий секретной лабораторией, ведущей исследования в области военной бактериологии. У жены Ученого, Маргариты Вознесенской трагедия: у них забрали домработницу/кухарку Любу (не в ГУЛАГ, просто перевели на другую работу, видимо - в интересах обороны города) и теперь ей самой нужно готовить пресловутую Курицу. Курица - это предмет возмущения, потому что по некоей Высшей Категории, по которой получает паек её муж, им к Новому году положена утка. Но выделили Курицу. Хотя, если она не знает, что делать с курицей - то нафига ей нужна утка?
Профессор Вознесенский - классический киношный ученый - зацикленный на работе и совершенно некомпетентный в домашних делах, плюс потенциальный подкаблучник (просто жена не слишком сильно этим пользуется, бывает много-много хуже).

Наверху весь фильм колотит в пол неходячая, но авторитетная при активной жизни бабка, без конца требуя то пить, то есть, то вынести горшок. Портрет бабки в молодости (как я это понял), отдаленно напоминающий некую Надежду Савченко (может, кажется) прямо и открыто висит на стене. Как выражется молодежь - "без палева". Но есть и положительный момент - раз такое вот висит, значит никто не боится обязательного ночного визита хмурых людей из ЗАО "НКВД" на типовом воронке с надписями "Хлеб".

Локация наполняется персонажами - Сын (буду называть его Студент) совершенно внезапно приводит домой девушку Машу, с которой только что познакомился в бомбоубежище. Дескать, мамо, знакомтесь - вместе будем встречать Новый год. Студент - инфантил, который приводит непонятно кого в дом, по меркам времени ломящийся от изобилия, плюс с порога трепется гостье о том, что его отец заведует секретной лабораторией. То есть - по обоим вопросам с ним не могла не вестись разъяснительная работа, на которую он тупо забил.

Только Студент с Машей размещаются, вваливается Дочь Лиза - неустановленного возраста, но уже 100% светская львица, вся такая богемная, гламурная и с характерной растянутой речью "мне лениво с вами, муравьями, жить на одной планете". Плюс ещё и слегка выпимши. Сообщает родителям о смене своего прежнего "бойфренда" Максима на некоего Виталия, хоть и без ноги, но человека более взрослого (раза в два старше её самой) и солидного, архитектора, занимающегося ныне строительством оборонительных сооружений.
Чему родители радуются, потому что Максим, работающий в лаборатории отца - тупая бестолочь по протекции, и лишение статуса бойфренда дочери автоматом означает его изгнание из стен учреждения.

По роли Лизы (Анфиса Черных) замечаний нет - убедительна. Рулит папкой (меньше - мамкой), война и Блокада - досадные декорации для продолжения бурной и насыщенной личной жизни. Хотя, в плюс явные достоинства перед современными "льфицами" - сообразительна, не чурается физического труда, понимает ответственность за свои косяки.
По факту легче и незаметнее всех роль у Яна Цапника (Профессор) - она сильно клишированная мировым кинематографом в целом и ничего нового в образ "чудаковатого ученого", который задает вопрос, а сам даже не слышит ответ, потому что в голове наука, внести практически невозможно.

Девушка Маша оказывается очень интересным персонажем - из несчастной голодной и замерзшей девочки, которую из острой жалости подобрал Студент чтобы обогреть и накормить, сразу после принятия горячей ванной проступает опытная охотница, которая сама поймала Студента в капкан.

Да, она голодная и замерзшая, и мылась по-настоящему около полугода тому назад, но ничуть не потеряла навыков быстрого и ловкого соблазнения падких на запретный плод мужчин и юношей, чем вероятно, пользовалась до этого дня не раз. И главная её неприятность в жизни на конкретный сегодняшний день - не то, что у неё умер отец, как она сказала при знакомстве Студенту, а то что тело отца у них сегодня забрали, а они его хранили дома и получали на умершего карточки на еду. И теперь скудная норма для оставшихся снизится ещё больше.

Ввиду появления гостьи "из низов" главная головная боль Жены - сделать так, чтобы праздничный стол с Курицей, салатами, шампанским и прочим в её глазах выглядел чем-то понятным и более-менее логичным. Что это "разовая акция" по случаю Нового года, а во все остальное время у них в доме все то же самое, что и у всех. Кстати, и здесь режиссерская аллюзия на сегодняшний день выглядит крайне слабо - если герои фильма прячут свое благосостояние и вынуждены искать оправдания (а это, извините, означает наличие какой-то Совести), то те, на кого намекается в фильме в схожих условиях едва ли что-то стали прятать, а непонятливым объяснили бы, что нужно просто лучше работать или идти делать бизнес

Является последний персонаж - новый жених Дочери - Виталий (Тимофей Трибунцев).
Не знаю, то ли так задолбали стандартные наборы актров, кочующих из фильма в фильм, что каждому новому и интересному лицу радуешься, то ли действительно талант дает о себе знать - но играет здорово, мне понравилось.
Пришел он в образе Деда Мороза с мешком подарков - елочных игрушек, старых, советских ,цельнометаллических (по виду). И с загадочной немецкой настольной игрой "Азалмар", которая так затягивает, что по преданию "Гитлер расстрелял своих офицеров, потому что они настолько увлеклись ею, что утратили связь с реальностью". Интересное сюжетное "ружье" было подвешено, но выстрелить из него то ли забыли, то ли и не планировали. По наведенным в сети справкам такой игры не существует (если такая была - интересно уточнение).

С "Азалмара", который был ярко акцентирован (даже отдельный ролик выложили с неудачными дублями), но так и не раскрыт, следует сразу цепь сценарно-логических провалов, которую актеры вытянуть оказались неспособны.
Лиза знакомит Виталия с родителями. Естественно, Мать интересуется историей знакомства дочери и её скороспелого друга сердца. В ответ оба несут такую хрень, что стыдно становится зрителю - эти моменты они должны были согласовать заранее хотя бы в общих чертах. Впечатление, что сценарист забыл вообще расписать этот момент и актеры дали экспромт, причем совершенно негодный.

Следующий провал - оставшись наедине с Виталием, Жена уговаривает его отложить свадьбу, назначенную якобы на следующую субботу. В целом мотив матери может быть понятен - кто вообще из родителей поддерживает такие срочные решения? Но в фильме он не оглашен никак. Она радовалась, что несимпатичному ей Максиму дали отставку. Про нового кандидата она ни слова не сказала. Просит отложить свадьбу на 4 месяца (почему именно на четыре?). Предлог - у неё опухоль горла, про которую она никому не говорит, и никто из домашних не знает (а совершенно посторонний человек, вошедший в дом - теперь знает). Излечить в условиях блокадного города шансы призрачные, через четыре месяца её самой может не стать. И кому и зачем тогда свадьба? Не логичнее ли сейчас или в обозримой переспективе, пока у всех есть настроение и продукты в доме и немцы не ворвались в город?
Думаю, что обманывала. Впрочем, дальнейшего развития и эта тема в фильме не получила..

Далее следует эпизод, в котором звучат реплики "А откуда у вас столько хлеба, целая буханка?" и "А я просто хлеб не очень люблю", которые больше всего возмутили общественность.
Пока оставлю этот момент без комментариев. Дальше - больше. Жена хватает нож, чтобы разрезать хлеб, но Маша её ошарашенно останавливает: - Вы будете резать без газеты?! (Кто не понял - чтобы крошки не пропали)
Жена Профессора все больше в шоке, понимает, что девочка может и дальше зайти (скорее - пойти и сообщить) и хватает газету, судорожно просматривает её на наличие портретов Вождя и других первых лиц, после чего пытается сделать "как надо". Но опыта у неё в этом нет, и Маша её отстраняет и делает из газеты "коробочку", в которую помещает буханку хлеба для нарезки.


Жена бросается к Виталию с просьбой помочь в щекотливом вопросе объяснения еды на столе. Совершенно логичный вариант "Скажите, что это премия за работу мужа" почему-то отбрасывется и идет опять какая-то нелепая дичь, финалом которой становится предложение сказать, что это просто "Чудо".

Виталий, сбитый с толку, спрашивает, чем же занимается Профессор, что так хороше живет и сразу становится ясно, в кого такое трепло Студент. Два вопроса - и Виталий уже знает, что Профессор занимается бактериологическим оружием. Тот ведет себя как идиот, пытаясь нелепо отрицать существование такой темы исследований (хотя все логичнее некуда - если ты шаришь в боевой биологии, то явно понимаешь в том, как оно устроено у противника, и как от него защищаться). Но в данном случае, как понимаю, автор фильма сознательно кольнул - вот, мол, чем занимается советский ученый - запрещенными видами ведения войны.

Профессор демонстрирует "из своих рук" наградной Маузер за свою работу от самого Сталина - важную вещь в сюжете.

Начинается заключительная треть фильма - семья и гости приглашаются к столу.

Перед Машей разыгрывается сцена повторного прихода Виталия как Деда Мороза ... из милиции (по окончательной версии сговора Виталий должен быть сотрудником милиции, который накрыл крупную банду грабителей и ему выдали премию продуктами из числа изъятого).

Но услышав слово "Милиция", Маша меняется в лице и зло говорит, что раз её подозревают в кражах, то могли бы сами сказать, а не звать милиционера.
И вываливает на стол украденное за время пребывания в доме имущество: целый кусок мыла, точилку для карандашей, сломанную пудреницу, серебряные ложки...


Положение спасает Жена Профессора, которая в этой ситуации усматривает отличный способ съехать со скользкой темы: - Маша, что взяла - то пусть будет твое! А теперь, все к столу!

"Дед Мороз" выкладывает на стол из своего мешка продукты, при виде которых Маша валится без чувств.


Ей откачивают и Жена Профессора садится за рояль петь песню про Родину, поля и колхозные села. Аутентичную или нет - не знаю, раньше никогда не слышал.
Но поет здорово, мне понравилось.

Всем присутствующим тоже понравилось

После песни Жена поднимается на второй этаж к Бабушке, а Профессор идет на звонок телефона. Звонит начальник охраны института и сообщает, что двери в лаборатории Прфессора ночью были открыты, хотя Профессор уверен, что собственноручно их закрыл...
Начинается самый быстрый, самый интригующий и самый драматичный отрезок фильма перед катарсисом. Который... был провален с самых первых секунд. Я так понимаю, что режиссер не в курсе, что значит быть материально ответственным лицом даже за какой-то склад всякой рухляди, которому посреди ночи охрана сообщает, что двери склада чего-то вдруг открыты. Шансы получить предынфарктное состояние даже у здорового человека растут в стремительной прогрессии. А Профессор не за цех по производству валенок отвечает (что тоже по времени стратегически важный объект) - а за секретную лабораторию, отвечающую за разработку и борьбу с бактериологическим оружием. В условиях войны, в осажденном врагами городе. В котором 100% каждый день начальник режима ему плешь обязан проедать сообщениями о происках гитлеровских шпионов.
Что бы сделал реальный человек в его положении даже в сугубо мирное время? Да хватая ртом воздух, сшибая всех с дороги, в одних тапках и в пальто жены, напяленном наизнанку, с выпученными глазами помчался бы на объект, умоляя всевышнего (даже будучи атеистом), чтобы все оказалось нелепым недоразумением.
Что делает Профессор в "Празднике"? Сначала правда испугался, потом побегал, поохал, потом нашел ключики в другом пальто и по указанию Жены, быстро убедившей его по схеме "ну сейчас-то все закрыто и под охраной" сел обратно за стол кушать. Просто жирнющий такой минус к достоверности происходящего. Ну, это помимо того, что диалог о происшествии и порядке охраны здания секретной лаборатории происходит в шаге от двух совершенно незнакомых им людей, причем Виталий явно заинтересованно "греет уши" (а ранее он выяснял, чем Професор конкретно занимается. "Совпадение"? Нет - думает зритель. Но - нет, действительно совпадение, Виталий это делает с другим мотивом.)

Расслышав, что связка ключей нашлась в другом пальто Профессора, Маша зло спрашивает о количестве пальто на душу населения в этой семье и Жена Профессора, откинув маску сострадания и стыдливости, бросается в атаку: Да, у Профессора три пальто, у неё самой - четыре и вообще они живут очень хорошо (правда , есть те кто ещё лучше). Но всё это великолепие - заслуженное в труде на благо страны и народа (Профессором, естественно - жены крупных деятелей любят такую расстановку логики, при которой они с детьми и другими родственниками как бы одно целое с тем, кто часто один весь воз на себе тянет). И нефиг заявлять тут претензии на "поделиться с другими", от которых нет никакого толка и которые умирают от голода совсем рядом, потому что во-первых, не заслужили (персонифицировано с Машей), во-вторых - бесполезно, потому что их пайка на других не хватит никак.

Вообще, на этом отлично поставленном диалоге я сильно озадачился, потому что режиссер очень интересно (и это вообще, пожалуй, лучший момент фильма) ушел от ответа. То есть мнения создателя в фильме нет. Кто хороший, а кто плохой (или все плохие, или все хорошие) - решает каждый для себя в отдельности.
Если бы Профессор был липовый, а ещё лучше - это был бы деятель, который вошел в заветные списки для спецобеспечения как человек, нахрен не нужный для обороны и жизнедеятельности города - задача фильма была бы выполнена, нужные смыслы и выводы очевидны, и весь сюжет был бы прямой и ясный как доска.
Но это не так.
Я с моей "колокольни" вижу очевидное - неприятно, но такова жизнь: никогда солдат в окопе не сравняется в своем жизненном положении с командиром своего полка. Командир всегда будет лучше одет, обут, накормлен, обогрет, чем рядовой солдат. В отличие от солдата у него всегда будет и относительная свобода передвижения и всегда на несколько порядков меньше вероятность погибнуть. Солдаты в полку могут перемениться много раз за убылью, а командир может оставаться один и тот же. Командир может жить далеко от поля боя, в теплом уютном доме, с красавицей-медсестричкой. Солдат же может гнить заживо в грязном мокром окопе, ежеминутно рискуя погибнуть. Да, хороший командир всегда принимает меры к обеспечению бойцов всем нужным и минимизации потерь. Плохой... А плохому часто похрену на всех, кроме себя - лишь бы своя карьера двигалась, да приказы вышестоящих выполнялись. Любой ценой. Но схема отношений между солдатом и командиром полка от этого не меняется. По-человечески они могут сблизиться, но в строгих рамках иерархии службы.
И вот в фильме "Праздник" лично я увидел вот эту вечную и стандартную иерархию человеческого общества, которую другие зрители (и те, кто принципиально не стал смотреть) не захотели увидеть.
То есть - просто обычный порядок вещей. Ценный специалист в сложных условиях всегда будет обеспечен лучше, чем обычный горожанин, попавший в условия войны и снабжающийся по общей установленной для населения норме, которая пропорциональна имеющимся запасам.
И в чем тогда смысл фильма? Так ли наивен режиссер, что этого не понимает? Или так наивны славящие фильм "параллельщики", которые как некие граждане ранее на Майдане думают, что может быть иначе, а режиссер их хитро развел на эмоции? Хотя просто показал объективно обусловленную картинку из жизни?

Не могу не отметить Виталия - все время пока идет острый обмен мнениями на грани ненависти, он с таким упоением пьет, закусывает и поглощает всё, что есть на столе, что из всей кампании единственный внушает убеждение, что вот он точно очень голоден. По Маше, например, я этого не почувствовал. Сначала ужас от того, что пропадут крошки хлеба, потом обморок при виде консервов на столе. А тут, когда все аппетитно расставлено и можно кушать - она сидит и пустую тарелку вертит, рассуждая о несправделивости бытия. Не верю, что так может быть с человеком, который труп отца хранил в квартире, чтобы карточки за него получать, а потом начал красть в доме, куда тебя привели погреться.

Что Маша и подтверждает, заявив, что убила свою семью - пока они все там умирают, она сидит тут с отвратительными ей людьми за столом, и выпив шампанского, посылает всех к черту и убегает на улицу в одном халате. Студент убегает за ней.

Из комнаты с телефоном возвращается окаменевший Профессор и сообщает, что бывший сердечный друг Лизы - это немецкий шпион, который вскрыл лабораторию ночью и выкрал оттуда все результаты его деятельности. Лиза в слезах и на коленях признается, что это она дала Максиму отцовские ключи от лаборатории и сообщила точный адрес их дома. Тут, конечно, слов нет. Не по фильму, а по жизни.


Я предполагал, что сейчас завертится что-то достойное шпионско-детективной истории вроде вторжения этого самого Максима или вообще банды фашистских головорезов-диверсантов.
Но нет... Последовало очередное нечто, что снимал режиссер, а стыдно - зрителю.
Свет в доме гаснет и в наступившей тишине слышен гул приближающихся немецких самолетов.
- Это за нами!
- Спасайтесь, только вынесите бабушку! Я остаюсь здесь... - это Профессор.
- Без толку, они накроют точно, никто не успеет убежать - это Виталий.
Радио в доме почему-то отсутствует и воздушные тревоги явно привилегированную семью Вознесенских не колышат. Нет, ладно с особой продуктовой нормой ещё туду-сюда. Но в то, что помимо персонального автомобиля вокруг домика расположен ещё персональный полк ПВО не верится совершенно.

Самолеты пролетели, у Профессора близкое к истерике состояние: - Я им уже не нужен! Они все мои секретные работы настолько узнали, что даже бомбить меня незачем.
Жена своеобразно успокаивает: - Ну, может, они завтра ещё прилетят?
Кстати, Курица за всей этой катавасией сгорела в печи...

Зато восстал Виталий, в темноте стянувший наградной Профессорский Маузер.

Виталий оказался не шпионом, как я полагал до последнего, а случайным знакомым Лизы, которая попросила его побыть своим "женихом", чтобы позлить родителей. Столковались с ним за пожрать и выпить в тепле. Виталий, видимо, действительно, архитектор или кто там ещё, но при этом ещё и дезертир-самострел, отстреливший сам себе пальцы на ноге, чтобы не попасть на фронт. Соприкоснувшись с тайнами семьи Воскресенских, он решает, что поймал бога за бороду и теперь будет диктовать всем правила игры. Для начала женится на Лизе, а потом устроится на работу вместо беглого шпиона Максима. И никому не расскажет о том, что случилось.
А если нет - то перестреляет всех (Профессора как пособника гитлеровского шпиона, а остальных - как членов семьи врага трудового народа).
А пока они переваривают такой новый переворот в жизни, он пойдет наверх и застрелит бабку, которая всех достала. Виталий уходит, слышен звук выстрела, а следом - условный двойной стук в пол от бабки. Я так понял, лежачая бабушка-ветеран женских ударных частей Императорской армии, кавалер Георгиевского креста за храбрость, изображенная на портрете, в дуэли с вооруженным авантюристом оказалась ловчее.
