Это тёплое советское хамство
takoe_nebo — 03.07.2021 «Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство — это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного — слабому», потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство — это неравенство».Сергей Довлатов, «Это непереводимое слово “хамство”»
В "Коммунистическом манифесте" Маркс признается, что его целью является не только уничтожение всякой религии, но так же и морали – так, чтобы всё было позволено. УльяновЛенин добавлял: "Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем".
Уничтожение элиты Российской Империи, уничтожение народной морали, замена духовности материализмом, власть деклассированных элементов ("пролетариата") - всё это привело к тому, что в СССР за небольшой срок хамство стало неотъемлемой частью советской культуры.
Коммуникативная норма советского времени
Хамство распространено в социальных институтах авторитарных режимов, где управление осуществляется «сверху вниз». Жесткость правил сочетается с плохим качеством услуг и дефицитом товаров: ресурсы ограничены и за них идет постоянная борьба.
В СССР хамство было частью повседневной жизни, особенно распространенной в сфере торговли и оказания услуг. Хамство было типичным для работников советской торговли, медицинского персонала, бухгалтеров, сотрудников коммунальных и жилищных служб.
Советская плановая экономика порождала хронический дефицит товаров и услуг, включая товары первой необходимости, такие как туалетная бумага и средства женской гигиены. Директора и продавцы магазинов становились в этой ситуации обладателями эксклюзивного доступа к формально «общедоступным», но в действительности дефицитным ресурсам. Право решать, кому продать товар, а кому нет, позволяло им влиять на благополучие других людей.
Это ситуативное преимущество позволяло демонстрировать любым покупателям — вне зависимости от их социального положения и профессионального статуса — свое превосходство. Они задавали коммуникативный тон — вежливый или хамский, которому сложно сопротивляться. Нам особенно близко определение «хамства», данное писателем Сергеем Довлатовым.
Сергей Довлатов, из эссе «Это непереводимое слово — „хамство“»
Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.
Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы — это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются. <�…>
Я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство — это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного — слабому», потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство — это неравенство.
Многочисленные примеры хамства можно найти в литературных описаниях раннего советского периода — в «Хождении по мукам» Толстого, охватывающем период 1914–1919 годов, и в «Собачьем сердце» Булгакова, описывающем последствия революций в России в начале ХХ века. Внезапное и радикальное перераспределение власти в тот послереволюционный период и дальнейшие экономические, политические и социальные изменения востребовали новые образцы коммуникаций и утверждения власти — и создали благоприятные условия для широкого распространения хамства.
Когда в 1957 году на родину вернулся известный востоковед Юрий Рерих, то его больше всего поразило повсеместно царящее хамство. Человек, проведший всю жизнь среди индийских брахманов и тибетских лам, у которых в обыкновении ни при каким обстоятельствах не повышать голоса, был явно к этому не готов. Сам Рерих рассказывал знакомым, как стоял он однажды в очереди в гастрономе. Вдруг кто-то тычет его кулаком в спину: «Эй, ты, старик, двигайся!» Возмущенно оглядывается. А там элегантно одетая пожилая дама. И даже не думает извиняться. Или еще – в очереди впереди него две гражданки начали выяснять, какая стояла в очереди, а какая – нет. И тут они стали обмениваться такими выражениями, что Рерих не знал, что делать, «то ли звать полицейского, то ли самому вмешаться». Неудивительно, что Юрий Рерих прожил на родине всего три года: не выдержало сердце.
Хамский стиль коммуникации часто переносился и в рутинные взаимодействия между людьми в транспорте, на улицах, в очередях, где люди продолжали «отстаивать» таким образом свою значимость.
Иными словами, хамство возникает тогда, когда члены социальных групп, по умолчанию не обладающие статусом и/или авторитетом, в грубой форме проявляют свое ситуационное (здесь-и-сейчас) доминирование.
Хамство в «квазитотальных институтах» — на примере роддомов в СССР
В капиталистической экономике стиль меняется: все большее распространение получают вежливость и «улыбка». Однако хамство не исчезает и в постсоветском обществе, особенно там, где базовые услуги предоставляются по усмотрению должностного лица, которое действует как привратник в доступе к общественному благу. Некоторые места больше ассоциируются с хамством, чем другие. Например, мы все еще удивляемся, если нам не хамят в бюджетных учреждениях — такой стиль коммуникации несколько сдает позиции, но пока остается точкой отсчета («Представляете, мне даже не нахамили!»).
Мы проиллюстрируем эту практику на примерах роддомов: роженицы в России часто чувствуют себя особенно уязвимыми и беспомощными, но далеко не всегда имеют возможность получить желаемую помощь в других условиях.
Советские родильные дома были физически закрыты для посетителей, и их можно было охарактеризовать как квазитотальные институты с непрозрачными внутренними правилами и практиками, непроницаемыми для внешних вызовов и критики. Они становились благоприятной средой для жесткого проявления власти и осуществления контроля над женщинами со стороны медицинских профессионалов, которые могли подчинять их единым медицинским стандартам, не обращая внимания на чувства пациенток. Поскольку женщины полностью зависели от медиков в этих условиях, им приходилось принимать эти правила и кодексы как неизбежные, неподконтрольные и неоспоримые.
Пациенткам ничего не оставалось, кроме как обращаться в государственные медучреждения. Чтобы противостоять хамству, они пытались перевести взаимодействие с врачами в личную плоскость. В результате жесткость централизованной социалистической системы здравоохранения несколько смягчилась негласными платными сервисами и неформальными отношениями. Социальные ресурсы (в том числе блат и «подарки») — это все, что могли противопоставить женщины эмоционально травмирующему опыту родов в советских роддомах.
И хотя блат не мог снизить эмоциональное давление медицинских специалистов на пациенток или уменьшить проявления хамства в целом, личные рекомендации давали некоторым людям преимущество в конкуренции за внимание врачей. А система неформальных платежей помогала улучшить отношения между врачом или акушеркой и пациенткой, переопределяя эмоциональную поддержку как часть «сделки».
Хамство в государственных структурах
Во всех без исключения государственных организациях хамство тоже стало нормой поведения, особенно вышестоящих по отношению к нижестоящим. В армии Российской Империи обращение на "ты" допускалось только к рядовым. Уже к младшему офицерскому составу любые вышестоящие офицеры вплоть до генералов обращались на "Вы". В советской армии любоой вышестоящий офицер обращался к любому нижестоящему на "ты", подчёркивая своё превосходство и рабское подчинение нижестоящего. То же самое было и в гражданских структурах, и в Советах, и в Партии. Вчерашние "рабы" стали "господами", и изо всех сил старались утвердить это положение.
Народный фольклор
Советское хамство было отражено в советских поговорках и расхожих фразах:
"Ты начальник - я дурак; я начальник - ты дурак"
"Вам тут не стояло!"
"Сойдёт и так, не баре"
"Тебе больше всех надо?"
"Ты что, самый умный?"
И в советских анекдотах:
- Что общего между нашей жизнью и курятником?
- Каждый стремится сесть повыше, клюнуть ближнего и насрать на нижнего.
Подлинный документ 70-х годов «Как обнаружить иностранного шпиона». Распространялся между сотрудниками КГБ и активными общественниками: "...Всегда подтянут, аккуратен, проявляет качества необычайно вежливого, культурного человека, что не характерно для нашего рядового труженика. Услужлив, предупредителен, особенно по отношению к женщине (встает, если в комнату вошла женщина, при встрече снимает шляпу)".
Сегодняшнему поколению сложно представить то, что происодило в СССР, но отдельные пережитки прошлого ещё можно встретить в некоторых местах России.
Полезные ссылки по теме:
СССР - прибежище хамов https://antisovetskie.livejournal.com/519606.html
«Советское хамство» исчезло https://devibhakta.livejournal.com/215312.html
Почему хамили советские продавцы https://fishki.net/3330547-pochemu-hamili-sovetskie-prodavcy.html
Природа совѣтскаго человѣка https://graf-orlov33.livejournal.com/903967.html
Правда про хамство в СССР https://mirovich.media/341314.html
Хамский стиль общения в СССР https://mirovich.media/683429.html
Страна хама https://www.rosbalt.ru/blogs/2016/06/03/1520496.html
Хамство советского общепита https://von-hoffmann.livejournal.com/933892.html
|
</> |