«Это мусор»: почему украинская армия может остаться без новой бронетехники
andrei_bt — 25.06.2019 Просто шедевр от радио свобода! Денег нет, БТР нет, полная ж…«Это мусор»...
«Это мусор» - так представители Минобороны назвали сталь, из которой «Укроборонпром» решил производить бронетранспортеры для ВСУ. Речь о современном украинском БТР-4, который практически с первых дней войны оказался на передовой Донбасса. Что не так с броней? Почему армия рискует остаться без необходимой техники что за скандалы сопровождали новые украинские бронетранспортеры?
Об этом - в материале журналистов специального проекта Радио Свобода «Донбас.Реалии».
Июль 2014. Украинские подразделения окружают кольцом блокпостов, захвачен вооруженными группировкам во главе с российским полковником Игорем Гиркиним («Стрелков») Славянск. Город освободят только через несколько недель. А пока нацгвардейцы обстреливают позиции боевиков из бронемашины БТР-4.
Учебный центр Нацгвардии Ивано-Франковской области - наши дни. Здесь техника стреляет исключительно в тренировочных целях. Хотя и боевого опыта экипажам хватает.
«И бежали, и стреляли. И выдерживала она шара - 12.7 миллиметра, и бронестекло выдерживало, и решетки, те, что по бокам, выручали не раз», - показывает бронемашину водитель БТР-4Е Валерий Бабуля.
БТР-4 - украинская разработка. Производить бронетранспортер начали в 2008 году.
С весом 20 тонн бронемашина может развивать скорость до 100 километров в час. Способна преодолевать водные преграды. Вмещает до десяти человек десанта. Вооруженная 30-миллиметровой пушкой, противотанковым ракетным комплексом и автоматическим гранатометом.
Нацгвардеец Валерий Бабуля встретил на Донбассе горячие бои 2014-2015 годов. Говорит: «четверки» тогда спасли не одну жизнь.
«Случай был под Ясиноватой, где нам прострелили башню и у нас не работал боевой модуль. А уже трое раненых было. И мы как-никак тех трех раненых вывезли оттуда. Хотя задним ходом, вручную отстреливались. Но выехали люди. Живые, слава Богу, все остались », - вспоминает Валерий бабуля.
Бойцы уверяют: во время противостояний в Донбассе новые украинские БТРы доказали свое превосходство над советскими предшественниками.
«Здесь броня крепче. Вооружение лучше - пушка, а не то, что мы это сейчас играем - с 14.5 миллиметров. Здесь все-таки 30 миллиметров. Говорили, что даже танк можно остановить этим БТРом. Просто надо попасть в саму башенную установку, где шестерни», - говорит оператор-наводчик БТР-4Е Александр Столярчук.
Испытания бронетранспортера: что не так?
Но теперь по броне БТРов стреляют не только боевики. Испытания стали для «четверок» организует государственный концерн «Укроборонпром».
«На гражданской языке это означает - хорошо. Пробития нет», - говорит представитель производителя.
Однако у представителей Министерства обороны Украины другая оценка.
«Это не испытание - это лохотрон. На русском языке повторяю - лохотрон», - отрезал представитель Минобороны.
Представитель Минобороны говорит, что испытание - «лохотрон»
Этот конфликт - результат спора между Министерством обороны и производителем. Военные отказываются принимать заказы. Объясняют: сталь некачественная.
«Привезли мусора, это просто мусор, который не отвечает ... Плюс, сделали здесь анализ: вредных примесей, это сера и фосфор - в 30-40 раз превышает (нормы - ред.)», - начальник 85-го военного представительства Минобороны Украина Олег Плющакова.
Машины производит Харьковское конструкторское бюро имени Морозова. Там уверяют: сталь для корпуса соответствует стандартам НАТО.
«Харьковское конструкторское бюро имени Морозова провело полный цикл испытаний. Результаты испытаний отражены протоколами и актами. Они положительные. Броня выдерживает все требования, предусмотренные этими программами испытаний», - отметил ученый секретарь Харьковского конструкторского бюро имени Морозова Андрей Богач.
Корпуса варят из финской стали. Использовать импортные материалы, объясняют разработчики, пришлось из-за дефицита украинских аналогов, которые производят на единственном в Украине предприятии. «Мы сейчас хотим показать вашу бумагу, с вашей подписью, где есть «Вывод представительства заказчика», который говорит о том, что Лозовский кузнечно-механический завод способен производить 1,45 корпуса в месяц. И вы прекрасно понимаете, что эти объемы производства не позволяют выполнить государственный оборонный заказ», - доказывает Андрей Богач представителю Минобороны.
Впрочем, военная приемка настаивает: представлена сталь - фальшивка, не соответствует государственным нормам и не может гарантировать безопасность бойцов на передовой.
«Для этого придуманы куча архаичных ГОСТов каких-то, умными людьми, кстати, которые почему-то до сих пор никто не отменил. Потому что они правильные. Других нет, но они другие и не нужны, потому что там все написано правильно и правда», - отметил начальник группы 85-го военного представительства Минобороны Украины
Другие скандалы вокруг БТР-4
Это не первый скандал вокруг БТР-4. Еще в 2009-м «Укроборонпром» заключил контракт с Министерством обороны Ирака на 420 бронетранспортеров. В результате, украинская сторона смогла поставить заказчику меньше сотни машин.
«Шесть лет назад Украина провалила свой крупнейший международный контракт по поставкам оружия в Республику Ирак. Это был контракт на полмиллиарда долларов. Более того, контракт имел опцию, если бы Украина справилась бы с этим заказом, то объем контракта мог увеличиться до одного миллиарда долларов ... Одна партия БТРов - это 40 БТРов, которые в течение 2013 пытались поставить в Ирак, она была бракованная. Брак заключался именно в бронированных корпусах, то есть пошли трещины. Когда иракская сторона это увидела, она отказалась принимать товар», - отметил руководитель экспертной организации StateWatch Глеб Каневский.
Каневский расследовал многострадальный иракский контракт. Говорит, что в 2014-м, после начала боевых действий, те же «четверки» отправились на Донбасс, где неисправности снова дали о себе знать.
«Десятки БТРов, закупленные Министерством обороны, те, которые должны были быть в Ираке, они просто выходили из строя на 10 000 километрах пробега, в то время, как гарантией было установлено - 150-200 тысяч километров имели эти БТРы пройти. То есть, которая возникла ситуация: государство закупило эти БТРы в «Укрспецэкспорта», отправила их на фронт, они там несколько недель поработали и ломались. Их невозможно было отремонтировать в полевых условиях, возвращали обратно в Харьков для того, чтобы доработать, и таким образом наши боевые части просто не имели техники под собой», - резюмирует Глеб Каневский.
Расследование деятельности производителя БТРов, в частности Лозовского кузнечно-механического завода, которое СБУ начало в 2017 году, не принесло результатов и было закрыто в том же году. Сейчас, по мнению экспертов, крайними снова могут остаться рядовые бойцы.
«Две стороны - они теперь в любом случае будут друг друга обвинять, хотя виноваты обе. И в том числе комитет безопасности и обороны Верховной Рады, в том числе Кабинет министров, Министерство экономического развития и торговли. Их департамент, он виноват, потому что они не вмешались в эту ситуацию, они ее не контролировали. Таким образом у нас есть люди, которые заработали деньги - это «Укроборонпром», Министерство обороны, которое не хочет брать на себя ответственность за то, что кто-то заработал. И есть завод, который потратил деньги и выпустил вот то, что выпустил. Техники нет, армия сидит без техники, денег тоже нет », - резюмировал экс-президент Ассоциации производителей вооружения и военной техники Украины Вадим Кодачигов.
По словам представителей Минобороны, под угрозой срыва уже сейчас оказалась закупка более полусотни украинских бронемашин. Когда теперь стоит ждать поставки новой техники в подразделения, военные прогнозировать не берутся.
https://www.radiosvoboda.org/a/donbass-realii-chomu-ukrainska-armiya-mozhe-zalyshytysya-bez-novoi-bronetehniky/30015472.html