это для себя.другим будет вряд ли интересно.
tsibirinka — 30.08.2024 «Сибиряки» впериод массовых крестьянских переселений уже на уровне бытовых
и культурных взаимоотношений противопоставляли себя «россейским» — «Расее». В делопроизводственной лексике архивных источников все население Алтая со второй половины XIX в. также делилось на старожилов и переселенцев с акцентуацией не только на поземельные отношения, но и на культурные различия. Эти группы:
«сибиряк»-старожил и «росейский» — можно назвать «историко-культурными группами». В этом плане вся история Сибири — это история переселений и переселенцев, представлявших всю этнокультурную мозаику Европейской России, где население каждой губернии
отличалось типом жилища, одеждой, орнаментом, резьбой и т. д. Например, идентичность крестьян Калужской губернии, их инакость,
отличие от крестьян Архангельской губернии, могли определяться
расцветкой одежды и характером вышивки на ней, манерой пения,
произношением и т. д.
И вот эти культурные «брызги» русского этноса в составе переселенческих потоков на протяжении нескольких столетий создавали
пестрый этнокультурный облик сибирских поселений, отражавшийся в названиях их насельников, повседневной и праздничной культуре. Осознанная «инакость» закреплялась в самоназваниях и экзоэтнонимах: «сибиряки», «рассейские», «чалдоны», «старожилы», «куряне», «рязаны», «тамбов», «пензяки», «воронежские» и других наименованиях этнокультурных локусов русского этноса.
Вторым фактором «инакости» в классификации русского населения может быть конфессиональное многообразие. Сложные исторические процессы, церковные реформы, правительственные репрессии, вынужденные побеги и укрывательство беглых привели к тому,
что Алтай стал территорией, вобравшей разные толки, согласия, протестные движения, которые обособлялись в этноконфессиональные
Состав и группы русского сельского населения как фактор адаптации страница 55
группы русских. Их культурному многообразию способствовало и то,
что многие приверженцы дедовской веры, обособившиеся ради ее
спасения, эмигрировали из России и создали за ее пределами (Речь
Посполитая, Австрия и др.) старообрядческие центры. За время проживания в иноэтнической среде они испытали инокультурное влияние, а после присоединения этих территорий к России подверглись
репрессиям и ссылкам. Оказавшись в Сибири, они получали соответствующие названия: «поляки» (русские старообрядцы, переселенные
с территории Белоруссии и Западной Украины), «австрийцы» (Белокриницкое согласие, переселены с территории Австрии).
Другие русские старообрядцы оказались на Алтае из российских
старообрядческих центров, образовавшихся в Поволжье, — «кержаки» (среднерусский вариант русской культуры с особым колоритом
традиций, формировавшихся в поволжских губерниях), на Русском
Севере — «поморцы» (северорусский вариант русской культуры) и
т. д. Все они имели отличия в образе жизни, в материальной и духовной культуре.
Границу между разными группами русского населения в этнокультурной классификации также создавала государственная сословная политика, которая привела к выделению групп русского населения по социальному критерию — «казаки», «бергалы», «мужланы»,
«инородцы» (из русских), «ясашные» (из русских) и т. д. В частности,
самостоятельный культурный стандарт имели сибирские казаки как
русское полуслужилое, полусельское, полугородское население. Они
отличали себя от всего крестьянского населения (в их определении
«мужланов»). Их инакость осознавались и теми, и другими.
Существовали и другие критерии культурной инакости локусов
русского сельского населения: этнолингвистическая, социально-экономическая (чалдоны, вятские), культурно-этническая («кацапы» —
группа русских из российско-украинского порубежья) и др.
Закрепляли процессы формирования этнокультурных локусов
русских особенности их размещения по территории юга Западной
Сибири, где в ходе переселений образовывались этнические анклавы или смешанные полиэтнические поселения.
https://great-altay.ru/images/articles_file/nauchnye-i-metodicheskie-materialy.pdf
|
</> |