Это было навсегда, пока не кончилось
kvisaz — 25.01.2023 Алексей Юрчак: Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение - очень интересная книжка с попыткой создания сложной и более точной модели реальности. Подкупает заодно и тем, что раздает по щщам не только советской, но и любой другой идеологии."Слотердайк утверждает, что в современном демократическом и постмодернистском мире идеология более не работает согласно классической формуле Маркса о ложном сознании («они не понимают того, что делают»), а работает согласно новой формуле, которую Слотердайк называет просвещенным ложным сознанием («они прекрасно понимают то, что делают, и тем не менее продолжают это делать»). Согласно этой модели, современный западный субъект является постмодернистским притворщиком, настаивающим на необходимости носить маску ложного признания (misrecognition) идеологии — маску человека, который якобы верит в идеологию потребительского общества, несмотря на то что он прекрасно понимает, насколько неверно она описывает социальную реальность. Делает он это потому, что он прекрасно осознает невозможность избежать или изменить эту идеологию (Sloterdijk 1993; см. также: Zifcek 1991a: 29)."
Далее эта модель критикуется и предлагается еще более сложная и странная модель.
В эту книгу можно окунаться с двумя целями
- вспомнить старое
- подумать о том, как все сложно
я там нашел очень мощные буддистские или даже даоистские размышления. К примеру, вот вы думаете, человек высказался - значит он так думает. А нихера. Это если по даоистски, то все.
А по этой книге разжевываю - Источник высказывания не является единым, аутентичным "я", полностью сформированным до начала своих речевых высказываний и действий, заранее знающим всего себя изнутри и способным полностью предсказать все свои будущие действия, представления и высказывания.
Что, не так, скажете? Полностью сформированы и уверены? Поздравляю. У нас, нейробуддистов, все не так, одна лишь мука в бесконечном сражении внутренних весов, оценок и сетей за право голоса и действия.
Вообще книга неожиданно сложная настолько, что вплотную подходит к грани, за которой гуманитарные дисциплины действительно становятся науками. Мне понравилось сложное моделирование и концепция перформанса.
|
</> |