Этические решения и эпидемия

топ 100 блогов blau_kraehe31.10.2021 Обычно, традиционно люди рассуждают этически, исходя из некоей иерархии проблем. Вернее, из двух иерархий. Первая, вполне естественно, выглядит примерно так:
Я
Моя семья
Другие близкие и родственники
Мои друзья
Мои знакомые
Жители моего города/деревни
Соотечественники
Все остальные люди

Это в принципе нормально и естественно, что например, свои проблемы каждому гораздо важнее, чем проблемы знакомых, за свою семью ты, в конце концов, несешь ответственность, а за чужую бабушку - нет.

Но помимо этой иерархии, раньше существовала еще и другая, своего рода ранжирование проблем. То есть проблемы могут быть совершенно разного уровня.
1. Смерть.
2. Инвалидность
3. Тяжелая болезнь, проблемы со здоровьем.
4. Бедность, нищета
5. Проблемы с жильем, протекающая крыша, отсутствие отопления и т.д.
6. Проблемы с работой
7. Скандалы в семье, драки, пьянство одного из членов семьи.
8. Проблемы с имуществом - например, разбитая машина.
9. Психологическая несовместимость в семье...

Конечно, эта иерархия - довольно спорная, для кого-то инвалидность может оказаться хуже, чем смерть, а психологические проблемы хуже, чем та же разбитая машина, кроме того, одни пункты могут вызывать другие.


Но в общем и целом обычно люди руководствовались этими двумя видами иерархии, и на каких-то внутренних весах взвешивали: ну например, у МЕНЯ проблема с машиной, но вот у моего друга серьезнейшая проблема со здоровьем, то есть ему все-таки намного хуже, чем мне. У моих родителей проблемы со здоровьем, но у знакомых мать вообще умерла, разница есть. Это не значит, что все ресурсы каждый немедленно направлял на решение чужих более сложных проблем, вместо решения своих более простых. Но хотя бы на уровне разговоров считалось неприличным выпячивать, например. свои проблемы с деньгами, когда у людей смерть или тяжелая болезнь. Или выставлять себя безмерно несчастным из-за того, что жена пилит, когда у кого-то рядом, например, умер ребенок.

Также поэтому и с общественной этикой было более или менее понятно: если имеется эпидемия, это проблема 1-3го ранга, это проблема смертей, инвалидностей, тяжелых физических страданий - и поэтому очевидно, что какими-то материальными и психологическими ништяками общество может и пожертвовать. Во время эпидемий тифа, например, никому не приходило в голову подсчитывать "а вот давайте выясним, сколько тут пострадало от тифа, и сколько - оттого, что не получили врачебную помощь по другим заболеваниям, или экономически пострадали от закрытия чего-то там". Хотя бы потому, что альтернатива была ясна: если не принимать мер, то резко выросло бы число не просто абстрактно пострадавших, а уже умерших и получивших тяжелые осложнения, да и просто физически болеть - это не то, что отдыхать дома и страдать от скуки и опасений за свое финансовое состояние, которое может ухудшиться.

И вот то, что меня сейчас удивляет - то, что кажется, вторая иерархия у многих исчезла полностью. То есть соизмеримости страданий как бы нет. У нас теперь вообще есть только первая иерархия: Я - моя семья... и на этом она зачастую обрывается. У некоторых же она обрывается уже после слова "Я".
"Мне неудобно" - а что у других могут быть более серьезные проблемы, это меня вообще никак не касается, "это просто нужно принять" (с)одна дама.

Мне неудобно и унизительно носить маску, мне страшно прививаться - а то, что из-за моих действий и действий таких, как я, в итоге кто-то умрет, а кто-то будет тяжело физически страдать, меня не касается. Мне плевать.
Соизмеримость небольшого неудобства для себя - и смерти/тяжелой болезни для других - просто не существует. Неудобство для себя раздувается до космических масштабов. Проблемы других не существуют, "их нужно принять".

Или же другие расчеловечиваются, превращаясь, в "стариков, которым все равно надо умирать или каких-то там хроников, которые никому не нужны". Но что значит "хроники, которые никому не нужны" - масса людей прекрасно работает и приносит пользу, несмотря на хронические заболевания, таких очень много. Что значит "старикам все равно умирать", да нет, вы знаете, человек и в 80 лет, а иногда и в 90 еще хочет жить, и эти оставшиеся 5, 10 лет жизни - они не бессмысленны, а вам сколько осталось, откуда вы знаете? Наконец, может быть, старики - это чьи-то матери и отцы, которых любят "полноценные люди"?

Отсюда же все эти подсчеты долей процента, "ну вот видите, немного же совсем умерло" - пардон, а вам сколько нужно? Недостаточно того, что люди умерли, что другие потеряли здоровье - и неужели это соизмеримо с тем, что "у нас парикмахерская закрылась, люди работу потеряли". Да, работу потерять - тоже проблема, но парикмахеры будут нужны и дальше (вот хозяйчики мелкие - может, и нет, и да, это их проблема, но и она, простите, несоизмерима со смертью. Деньги можно снова заработать, здоровье не вернуть).

По-моему, это какие-то элементарные здоровые основы человеческой психики, за пределами которых нельзя говорить ни о каких -измах. Надо сначала быть просто человеком, а потом уже "левым" или каким-то "-истом". Если этого нет, то о чем беседовать вообще - непонятно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотри, на кого ты похожа! – говорил ей муж. Настоящий слон! Вместо 48 кг ты весишь 56! Из-за этого они развелись. Каково же было удивление мужа, когда он встретил бывшую жену на улице. Как она изменилась! Пожалуй, сразу покажу фотографии этой "толстухи" ДО. Так было в браке... ...
Мур-мур. Фотограф Aaron Lee ...
Между тем, либеральная журналиста Ксения Собчак ездит не только с милицейской охраной, но и с мигалкой . Интересно, есть уже на счету задавленные и убитые на дороге? ...
diak_kuraev :"Какая-то ерунда с просторов интернета ...Да, обвинения в предательстве льются на меня со всех сторон. Вдруг обвинители правы? Что ж, для проверки я пробую отсечь последние 40 лет своей жизни. Возвращаюсь в те романтические времена своей молодости, когда я боролся за ...
Волшебным, сказочным становится мир в ночь перед Рождеством, разукрашиваясь таинственными, сказочными событиями, которые ждут и видят в своих снах дети. И Ольга Ионайтис в своих иллюстрациях, создает такой мир, как сны, хоть и полны они привычных предметов: фрагменты интерьера, ...