Еще про этику и категории "общественное/личное".

топ 100 блогов blau_kraehe24.10.2021 В прошлом посте были рассмотрены современные проблемы восприятия этических явлений (в частности, вакцинации), а именно то, что многие как будто разучились мыслить в категориях общественной этики (например. медицинской, или близкой к ней военной).

Собственно, эти проблемы у нас появились не на пустом месте. В течение многих лет велась, например, массированная обработка мозгов антисталинизмом. Как ни странно, но антисталинизм имеет аналогичную природу: он запрещает оценивать общественные явления в целом, сводя все к страданиям отдельных личностей. Почти весь поток антисталинистской пропаганды - книги, фильмы, мемуары, статьи - сводился к описаниям тех или иных страданий тех или иных отдельных людей. Давил на эмоции. Исключением был тут только неполживый Исаич с его "Архипелагом", тот играл в наукообразность и приводил "цифры". Но подавляющему большинству никакие цифры и не были нужны.

Еще про этику и категории общественное/личное.

Как можно оправдывать то, что пострадал, например, Мандельштам? Все, даже говорить тут о каких-то достижениях советского строя, о каком-то сравнении плюсов и минусов - безнравственно. При этом когда начался собственно нормальный анализ этих плюсов и минусов, были опубликованы близкие к реальным цифры репрессированных (причем ясно, что далеко не все из них пострадали невинно) - то те же самые люди обвинили "сталинистов" в аморальности, ведь как можно говорить о каких-то цифрах и фактах, как будто даже одна невинная жертва - это не ужасно! Не счесть, сколько раз я слышала вопрос: КАК ТЫ МОЖЕШЬ ОПРАВДЫВАТЬ - и не знала, что на него ответить. Потому что этот вопрос был для меня как-то вообще мимо кассы. Я никого не оправдываю и никого не осуждаю. Кто я такая, чтобы вообще выносить какие-то приговоры историческим событиям? У меня есть желание лишь спокойно и без предвзятости изучить эти явления, их масштаб и причины. Но так нельзя! Необходимо решительно и эмоционально Осудить.

Удивительно ли, что люди, выросшие на таких шизофренических, антинаучных посылах, потеряли и способность оценивать другие общественные явления, такие, как эпидемия?

Собственно, вся западная культура последнего столетия развивала все ту же постмодернистскую этику, где добро и зло определялись по отдельной личности и ее семейным отношениям. Высшее добро - это семья. Люк Скайуокер верит в благость Дарта Вейдера абстрактно, просто потому что тот - его отец.
Несмотря на то, что Вейдер - хтонический злодей хуже Гитлера, и Галактика без него явно вздохнет с облегчением, для Люка это любимый папочка (причем этого папочку он до сих пор не знал, так что это чисто биологическое докинзовское давление родных генов). То же самое повторяется в бесчисленном количестве фильмов - "свои" (мать, отец, ребенок, брат, сестра, да хотя бы тетя) - это безусловное благо, они никогда не могут быть плохими. Павлик Морозов подвергся решительному осуждению и всеобщему презрению с ненавистью. Отец - это святое!

Еще про этику и категории общественное/личное.

Ни в коем случае никогда не допустимо жертвовать кем-то ради высшего блага. Вот ради родственника пожертвовать собой - еще можно. Хорошая мать Гарри Поттера жертвует собой ради своего младенца, и это превозносится на всю эпопею как наивысший возможный подвиг. А вот сомнительный Дамбльдор в молодости пытался действовать под девизом "Ради большего блага", и это получило решительное осуждение автора (конечно, действия Дамбльдора там и в самом деле были морально сомнительны). Везде и всегда имеет значение исключительно Отдельная Личность. Идея или общество - не существуют, те, кто действует ради общества - всегда бяки.
Осуждая того же Вольдеморта или Гринденвальда, герои обычно говорят что-то вроде "он убил моего деда", "он убил моих родителей". То, что это носители людоедской адской идеологии в принципе - неважно. Если бы не убил родителей, можно было бы про него забыть и спокойненько сидеть в норке, и пусть эти злодеи там делают что хотят, нам-то какое дело!

В более реалистических произведениях (где автор не может произвольно выстраивать конструкции) это выливается в абсурд. Команда идет спасать рядового Райана, и солдаты задают резонные вопросы: с какой стати его жизнь ценнее, чем наши? Почему чувства его матери ценнее чувств наших матерей? На что командир сурово отвечает, что их задача - выполнять приказ. Сам Райан тоже не понимает ситуацию, и в конце концов всю жизнь чувствует себя обязанным тем, кто пришел его спасать. Командир в итоге должен, видимо, объяснить зрителю, почему спасение Райана так ценно, но не объясняет, а просто растекается мыслью по древу: дескать, я хочу таким образом заслужить возвращение домой к жене, а может, это что-то самое прекрасное, что мы сделаем за всю войну...  А как насчет победы над Гитлером и фашизмом, как насчет десятков миллионов убитых, Холокоста в конце концов (ладно, эта тема чуть-чуть затрагивается)? Это недостаточная мотивация для того, чтобы воевать - или в принципе непонятная нормальному американцу?


Еще про этику и категории общественное/личное.

Что удивительного и в том, что современные российские режиссеры и актеры не могут понять, за что умирала, например, Зоя Космодемьянская, и придумывают какие-то "булочку и трамвайчик". Близкие люди (мама), ну и какие-то приятные ништяки, к которым сводится такое понятие, как Родина. Не может же человек В САМОМ ДЕЛЕ умирать за идею, за человечество, за родину! В их мозгах так можно говорить только для галочки, это трескучие фразы, не имеющие никакой связи с реальностью. Их мозги не способны постичь ничего иного. Те, кто еще способен - возмущаются, но это возмущение бесполезно: не поймут.

Таким образом, современный человек всем воздействием культурной окружающей среды подготовлен к тому, чтобы не понимать соотношения личного и общественного. И чем больше он привержен западной культуре, Голливуду, западной литературе, идеологии, представлениям - тем менее способен это понять. А отсюда вытекает полное непонимание многих моментов общественной жизни - хотя раньше их понимали массово.

- Медицинская этика. См. предыдущий пост.

- Военная этика. Представления о войне опять сводятся к "а вот мой дедушка" или "а вот молодогвардейцы". Смысл военных жертв, да хотя бы сами факты этих жертв - все это из сознания ускользает. Офицер послал солдат на смерть - вот сволочь. После возвращения из плена продержали кого-то три месяца в фильтрационном лагере - проклятый режим (ведь непонятно, зачем - ясно же, что если человек вернулся из плена, надо его немедленно окружить комфортом и почетом). "Мой дедушка" был молодец, а вот в целом все было бестолково, вокруг одни сволочи, в общем, не хочется об этом думать. То же, разумеется, относится к современным войнам, здесь сволочи просто вообще все. За редчайшим исключением.

- Этика управления. Понять смысл действий правительства - хоть советского, хоть несоветского - нельзя в принципе. Управленческие решения высокого уровня простому человеку недоступны, они абсолютно все кажутся неэтичными (конечно, среди них могут быть неэтичные, а современные решения - это вообще классовые решения, и они, как правило, не в пользу трудящихся - но разницу нынешнему человеку все равно не понять). Быть политиком - аморально само по себе. На Западе политики как правило демонстрируются как аморальные, беспринципные люди, от которых "простому хорошему человеку" нужно держаться подальше. Как исключение, иногда изображают хорошего Президента (как в фильмах "День независимости" или "2012") - который там выступает тоже не в качестве управленца, принимающего решения за все общество, а в качестве "хорошего парня, в доску своего". (В "Дне независимости" президент летит самостоятельно на истребителе воевать с инопланетянами, в "2012" остается умирать вместе с народом).

Человек потерял орган, который ощущает вот это соотношение общественное/личное, эти настройки сознательно сбиты. Отсюда невероятно трудно объяснить такому человеку, например, необходимость вакцинации при том, что да, от вакцины могут быть осложнения (у тебя лично). Мы говорили о том, что необходим авторитет специалистов, но здесь речь даже не об этом. Даже и специалист может не понимать соотношения общественное/личное и ориентироваться только на человека, которого видит непосредственно перед собой.

Между тем, именно у нашего народа совсем недавно это ощущение было массовым, эти настройки работали даже у многих совершенно простых, малообразованных людей. Иначе нельзя объяснить, например, того же массового героизма во время войны. Я погибну, но мои товарищи возьмут этот мост, эту высоту. Я разобьюсь в самолете, но разменяю свою жизнь на несколько вражеских эшелонов. И так далее. Моя жизнь, и жизнь моей семьи - все это менее значимо, чем общая Победа. Всего 20 с небольшим лет назад эти же люди совершили революцию, то есть было достаточно сознательных трудящихся, с пониманием "зачем нужна революция". С четким пониманием, что такое общество, как оно работает, почему самодержавие приводит к плачевным результатам для большинства народа, и что можно добиться того, чтобы государство служило интересам трудящихся. И самое смешное, что для этого даже не надо знать досконально марксизм, вообще не нужно какого-то особого образования. Даже неграмотный красноармеец мог интуитивно понимать категории личного и общественного, знать, за что сражается и быть готовым "отдать жизнь за народ".


Еще про этику и категории общественное/личное.

Собственно говоря, именно ради того, чтобы вот это понимание не возникло снова (а в США с этим пониманием в 1920е годы тоже еще было все в порядке) - людей массово и оглупляют, опрощают, заставляют мыслить исключительно в категориях "я и моя семья" и понимать других лишь исходят из этих категорий. Реальны только "я и моя семья" - все остальное выше понимания среднего человека и чуть ли не аморально! Врач нужен для того, чтобы помочь вот этому конкретному человеку (то. что врач может вынести те же эпидемиологические предписания - выносится за скобки), солдат нужен для того, чтобы защитить вот этих конкретных деточек (реальные задачи военных действий выносятся за скобки). Политики вообще низачем не нужны, как и государство - ведь все проблемы человек должен решать сам, с семьей или группой друзей. Как в кино.

Честно говоря, на данный момент мне не очень понятно, что с этим делать. Ясно лишь. что без понимания данных категорий невозможно и классовое сознание.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Красивые и обворожительные девушки в купальниках тех времен, удивительная и жизнерадостная молодежь на празднике Нептуна. Кажется, что здесь очень откровенно и искренне выглядит народ. Конец 60-ых годов правдоподобно отразили на старых фотографиях. 1967 год в американском журнале LIFE ...
Бывает очень страшно, когда монстры и демоны похищают душу. И это не сказки и не богатое воображение писателей фантастов - это жизнь со всеми её хитросплетениями и жесткими правилами. Конечно, можно утверждать, что мы сами себе хозяева и выстраиваем её, как нам хочется. Но чаще всего это ...
Архивные недра порой выплескивают на свет крайне интересные вещи, которые дают новый взгляд на некоторые вещи. Одной из таких тем является партизанское движение на территории Украины. О том, какие были проведены боевые операции, ряд отрядов вел подробный отчет. Так вот, периодически в ...
Понятно, что у России огромный запас прочности, достаточно денег для развития, и есть четкое понимание, что страна должна быть современной, технологичной и комфортной. Дан ответ на ключевой вопрос: за какое будущее мы сражаемся?! Теперь дело за аппаратом государства, и его ...
Холст на картоне, масло. 50х60. Работа заняла примерно 2 ...