рейтинг блогов

Образ старости и воспроизводство человека

топ 100 блогов blau_kraehe05.10.2021 Все больше я прихожу к пониманию того, что так называемый "женский вопрос" - лишь часть более объемной, глобальной проблемы, связанной с одним из двух глобальных видов человеческой деятельности - воспроизводством самого человека, его жизни. Пока мы не будем рассматривать женский вопрос на этой основе, мы так и будем барахтаться между перечислением различных обид, нанесенных злыми мужчинами - и так называемой "критикой буржуазного феминизма"ТМ от этих самых мужчин.

Чтобы это рассмотреть более подробно, нужно сначала точно определить воспроизводство человека с марксистских позиций, и это я сделать уже могу - но не в данной статье. Этим мы займемся как-нибудь позже. Пока можно вкратце сказать, что под воспроизводством я понимаю весь комплекс трудовых действий, направленных на создание и восстановление жизни и жизненных сил, здоровья, умственных способностей (других людей - в отношении себя эти действия пока можно обозначить как потребление).

Но интересно, что воспроизводством обусловлен не только женский вопрос. Но и, например, отношение к старости.
Образ старости и воспроизводство человека

Если мы возьмем обычное эксплуататорское общество, то в целом старый человек работал до тех пор, пока мог это делать по состоянию здоровья. До появления таких общественных явлений, как пенсия (а это уже XIX век) старик до тех пор выходил на работу, пока не валился с ног/не отказывало зрение; у крестьян старик и старуха участвовали в общих семейных работах, опять же, до тех пор, пока оставались хоть какие-то силы. Когда сил не оставалось, старик рассматривался как балласт. В ситуации структурного насилия, когда у семьи вообще не было ресурсов, старикам часто на это и намекали прямым или непрямым образом. Наиболее гуманным здесь было отношение христианского милосердия, призрения.

"- Я и жена относились к вам, как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем вас презирать. Больше ничего не остается!

И, сделав над собой усилие, сдерживая свой гнев, чтобы не сказать еще чего-нибудь лишнего, он повернул и пошел дальше.

Придя домой, Родион помолился, разулся и сел на лавку рядом с женой.

- Да… - начал он, отдохнув. - Идем сейчас, а барин Кучеров навстречу… Да… Девок чуть свет видел… Отчего, говорит, грибов не несут… жене, говорит, и детям. А потом глядит на меня и говорит: я, говорит, с женой тебя призирать буду. Хотел я ему в ноги поклониться, да сробел… Дай бог здоровья… Пошли им, господи"
А. П. Чехов "Новая дача".

Но вот появилось такое социальное достижение, как пенсия

- вначале только у рабочих. В СССР и социалистических странах, а позже и в остальных, пенсии стали распространяться на все население.

Это уже было не "призрение" немощных, пенсию мог получать человек еще относительно здоровый и крепкий. И вот тут внезапно открылось, что роль стариков в семейном уходе, в воспроизводстве может быть необычайно важной.
Собственно, во многом именно этим была обусловлена "ужасная дискриминация" мужчин, уходивших на пенсию в СССР на 5 лет позже женщин. От пожилой женщины ожидалось полноценное участие в семейном труде, по сути - полная или частичная замена работающей молодой женщины, дочери или невестки.

Образ старости и воспроизводство человека

К этому надо добавить, что до революции цена обслуживающей рабочей силы была крайне низка. Для ухода за детьми в крестьянских семьях могли нанять "няньку" 10-12 и даже 6 лет, очевидно, за крайне невысокую плату, или же бесплатно заставляли старшую сестру. В более богатых мещанских семьях стоимость прислуги и нянек также была крайне низкой.

После революции это изменилось, девочки начали посещать школу, жизненный уровень начал расти, производство втягивало в себя массы людей. Как следствие, прислуга была все менее доступна. Женщины же работали полный день. Да, уход за детьми частично перешел в общественную сферу, но круглосуточные садики оказались не лучшим решением, и ребенок все равно значительную часть времени проводил дома, а следовательно, нуждался в уходе. Плюс к этому все еще довольно значительная доля ручного труда в хозяйстве - еще в 1970-е в деревнях белье носили полоскать на речку.

Вот все это могла прекрасно перенять еще бодрая, полная сил, но уже не обязанная трудиться на производстве бабушка.

Не надо думать, что такая ситуация сложилась только в СССР. Или что сейчас с этим покончено. Я видела возрастных женщин из самых разных стран, даже сугубо капиталистических, которые считали своим долгом перенимать частично или даже полностью уход за внуками. Сейчас работаю с итальянкой в возрасте 50-60, у которой просто живет внук-дошкольник, и она испытывает те же проблемы, что любая молодая работающая мать.

Что происходило с такой бабушкой, когда ее услуги оказывались больше не нужны - внучки вырастали, а сама она теряла здоровье? Тут все зависело от семьи. То есть опять по сути упиралось в то же самое "призрение", мораль, милосердие - или его отсутствие. Проблема ухода за престарелыми инвалидами долгое время была невидимой, кое-где остается такой и до сих пор; эта ситуация наблюдалась как в СССР, так и в странах Запада. Вероятно, престарелых инвалидов было просто слишком мало, чтобы делать из этого общественную проблему. Их могли вместить специальные отделения больниц. Они не так долго жили.

Дальше у нас возникли два момента. Во-первых, демографический переход, люди после 50 в обществе стали преобладать над молодежью. Пропорционально этому выросло и число престарелых инвалидов.
Во-вторых, капитализм, лишенный сдерживающих факторов, старается вернуться к традиционной модели, минимизируя пенсионную систему - прежде всего, за счет повышения пенсионного возраста. Считается, что "люди стали жить дольше", на самом деле капиталистическая система старается выжать из человека максимум, стремясь к идеальному для себя состоянию, когда рабочий стоит за станком до тех пор, пока не упадет.

Однако до конца это не получается, потому что сейчас люди предпенсионного возраста - это как раз те, на чьи плечи ложится уход за "выжившими", дожившими до старческих проблем со здоровьем инвалидов. В Германии по статистике средний ухаживающий родственник - это женщина в возрасте где-то между 50-60 годами. Не надо думать, что "всех сдают в дома престарелых", стационары охватывают всего несколько процентов нуждающихся в уходе. В собственном предпенсионном периоде (хотя как можно говорить о "предпенсионности", когда до пенсии еще 15 лет?!) женщины часто уходят на частичную занятость, снижая свои собственные доходы - чтобы обеспечить потребности совсем дряхлых родителей, а иногда еще и детей (внуков). Роль женщин 50-60 лет в системе семейного ухода сейчас просто огромна, а ведь все эти женщины уже благополучно прошли кризисы юности, молодежную безработицу, растянутое на много лет профессиональное образование, у них есть стабильное рабочее место, и от них и на работе ожидается стабильная, надежная "пахота", без пропусков и больничных.

Ожидаемо через 10-20-30 лет эти люди потеряют силы, и в лучшем случае сохранят способность как-то обслуживать себя самих.

Однако мы начали с идеи "образа старости". Можно видеть, что старость в эксплуататорском обществе связана с потерей сил и способностей к работе, и соответственно, чем меньше старик или старуха в состоянии сделать в поле или во дворе - тем меньше к ним прислушиваются, менее интересуются их мнением, больше решают за них. Тем более к ним относятся как к "не вполне людям", не обладающим всем комплексом прав взрослого человека: "старый что малый". Максимум, на что могут рассчитывать здесь старые люди - это на "христианское милосердие" и "призрение", которым его молодые и сильные могут оделить, а могут и не оделять.

Пенсионное обеспечение - огромный шаг вперед. Здесь у пожилого человека появляются права. Он всей своей жизнью, трудом в течение жизни обеспечил  себе право на достоинство, на определенный, пусть маленький доход. Он не зависит от окружающих. Вернее, начинает от них зависеть лишь тогда, когда теряет здоровье.

Но часто, особенно в СССР, где работающая мать была почти стопроцентной нормой, пенсионерка (отчасти и деды-пенсионеры, но больше это относилось к женщинам) брала на себя львиную долю работ по семейному уходу: домашние дела, уход за внуками. В определенном смысле бабушка таким образом обеспечивала себе некий "моральный капитал": когда она сама ощутит себя немощной, дети почувствуют обязанность обеспечить уход за ней так же, как она ухаживала за внуками. Можно это выразить и иначе: бабушка ощущала себя частью семейной общины, и это давало ей внутреннюю уверенность и в своем будущем.

Но это обусловливало несколько презрительное отношение к пенсионерам в обществе, так же, как относятся к женщинам: бесплатный и "само собой разумеющийся" труд выполняют только люди второго сорта. Уважение пожилой человек мог получить как ветеран войны или труда, но в качестве "просто бабушки" был разве что смешон. Бабушка - это смешно. И это не только Андрей Рожков, мы еще помним советских Маврикьевну и Никитьичну.


Образ старости и воспроизводство человека


И нет, я не морализирую, запрещая людям смеяться, я сама люблю Рожкова, но вот почему бабушка - это смешно? Почему бабушка не может любить, мыслить, и представьте себе, даже мечтать, даже планировать будущее? Чем она так принципиально отличается от тех, кому 50, 40 или даже 30?
Ведь на самом деле - нет. Не отличается.

Представление о достойном образе старости в СССР, конечно, существовало. Например, можно посмотреть советский фильм о доме престарелых "И жизнь, и слезы, и любовь". Вот там достоинство старых (и уже сильно больных) людей, там их любовь, смерть, воспоминания, борьба за здоровье и достойную жизнь.
Но понятно и то. что в силу непреодолимых экономических причин реальная жизнь отставала от декларируемых образов.

В целом, конечно, прогресс - это наличие у пенсионера законных, неотчуждаемых прав, собственного дохода (пенсия как следствие предыдущей трудовой деятельности), и независимость от семьи в случае потери здоровья. Нет, я не против семьи, и моральная поддержка старого человека очень важна, и ее не заменят никакие профессионалы. Но должна быть уничтожена унижающая и тяжелая для всех зависимость от молодых членов семьи в случае необходимости ухода. Уход должен стать общественным делом, и не "призрением" с самолюбованием, а нормальной трудовой отраслью.

И конечно, обязательное участие пожилых людей в семейном труде - не лучший вариант решения проблем; впрочем, семейный труд, труд по воспроизводству - это вообще системная проблема, из которой вытекают многие другие.
Все эти проблемы в принципе не могут быть решены в рамках капиталистической системы.
Но это не означает, что сейчас о них не нужно говорить.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Программа Top Gear не могла пройти мимо новости об автопробеге Путина на Ладе Калина ...
Сейчас увлеклась изучением основ макробиотики в контексте питания. Може кто-нибудь когда-нибудь читал интересные книги на эту тему, посоветуйте, а? П.С. Подготовка к нашему фестивалю идет полным ходом! Так что очень скоро сможем порадовать ...
Охуеватор все еще шкалит, война не приведена в состояние нормы. Все раскиданы — Запорожье, Киев, Хмельницкий, Франковск, Славутич, Харьков. У каждого свой пиздец, от меньшего к большему. Тут спокойно. Вчера даже не было сирены. Прибывают эвакуированные. Я каждый день благодарю Сережу, ...
На минувшей неделе Верховный суд запретил деятельность управленческого центра «Свидетелей Иеговы» на территории России. Однако даже в стане негативно настроенных к этой организации экспертов решение вызвало отнюдь не радостную реакцию. О том, в чем тут дело, Sobesednik.ru расспросил ...
...