Эти искусительные мальчики или почему на Руси не было семинарий

топ 100 блогов diak_kuraev05.10.2021 Теги: Успенский (еще глава из моей будущей книги по миссиологии; из того тома, что будет посвящен анализу причин миссионерского кризиса в православии. Не думал ее выкладывать, но раз во Франции взорвалось..)

***
В 10 веке было составлено Житие святителя Григория Турского. В нем есть рассказ о детстве будущего святителя:
«Родители его как представители знати владели обширным поместьем в Бургундии. Поскольку они были соседями святителя Никиты, праведнейшего человека, управлявшего (с епископской кафедры) городом Лионом, последний велел привести к нему юного Григория. Когда мальчика привели к епископу, святитель некоторое время рассматривал его и, не знаю что узрев в нем Божественного, попросил, чтобы ребенка подвели к нему, так как он лежал в постели, и, словно житель рая, увидавший будущего сообитателя, начал его ласкать, прижимать к себе, но (деталь, о которой нельзя умолчать) лишь полностью закрывшись туникой из страха прикоснуться обнаженной кожи ребенка хотя бы кончиками пальцев. И сей самый ребенок, став взрослым, часто рассказывал своим слушателям об этом проявлении целомудрия и советовал им судить, помня об этой предосторожности совершенного человека, насколько нам, таким нравственно неустойчивым, следует избегать плотских контактов. Итак, святитель Никита благословил ребенка и, помолившись о его счастье, отправил того к родным» ( Аббат Одо. Житие Григория Турского // Св. Григорий Турский. Vita Patrum. М., 2005, с. 40)

Итак, два древних святых видят опасность в тактильных контактах монаха и мальчика и принимают меры предосторожности.
И это – обозначение серьезной темы, повлиявшей на судьбы всей православной культуры.

Одна из причин, по которой православные монастыри, эти «святые зародыши неродившихся университетов», все же не стали школами, редко называлась публично. Эвфемистически можно сказать, что причина этой не-реализации - в аскетической строгости древнерусских монастырей.

А если называть вещи своими именами… Лишь в наши дни было снято табу с осмысления различных аспектов гомосексуализма.

Начнем с вопроса «во сколько лет свела с ума Ромео юная Джульетта».

В традиционном обществе брак санкционировался с достижением физиологического брачного возраста. «В шестнадцатилетнем возрасте своем, прервав по домашним обстоятельствам школьные занятия, жил я вместе с родителями на досуге, ничего не делая, и колючая чаща моих похотей разрослась выше головы моей; не было руки выкорчевать ее. Наоборот, когда отец мой увидел в бане, что я мужаю, что я уже в одежде юношеской тревоги, он радостно сообщил об этом матери, словно уже мечтал о будущих внуках» (Августин. Исповедь. 2,6). В иудаизме наличие на теле двух волосков давало повод к брачным хлопотам.

Русской книжности известна книга под названием «Зонар». Она почитается и даже переиздается староверами. Возможно, она из числа тех церковно-правовых сборников, что в старину называли «худые номоканунцы» . Названа она именем главного византийского толкователя канонов Зонары.
И там есть правило: «всякому родителю подобает своего сына женити, егда скончается возрасту его 15 лет, а дщери 12. Аще ли небрежением родителей прейдут лета взаконенная сына его, или дщери, и случится соблудити единому от них, и грех их на родителех» (лист 72).

То есть: если сыну стукнуло 15, или дочке - 12, родители обязаны вступить их в брак. Если еще год проходит без брака, а деточка все же где-то "погулял(а)", то грех этот не на нем, а на родителях .

Ранний брак это пламегаситель. Он нужен для погашения пробудившегося сексуального огня: «Пусть бы о берег супружеской жизни разбилась буря моего возраста, и если уж не может в нем быть покоя, пусть бы удовлетворился я рождением детей, согласно предписаниям закона твоего, Господи! Ты создаешь потомство нам, смертным, и можешь ласковой рукой обломать острые колючки, которые не растут в раю Твоем» (Августин. Исповедь 2,2,3). «Острые колючки» - это сексуальное желание и эрекция, а «ласковая рука Бога» - это радость законного секса.

Предположим, что некий юноша по каким-то причинам оказался «иным», то есть склонным к гомосексуальным поискам. Такое поведение резко осуждается традиционным обществом, и опознание в качестве гомосексуалиста несет просто смертельную угрозу.
Поселения небольшие. Все у всех на виду. Живут многопоколенными большими семьями. В 15 лет парень уже должен быть женат. Если же он не испытывает к этому интереса – он «в зоне риска».

Но есть выход: он может уйти в заведомо однополое и безбрачное сообщество – в монастырь. В старых Житиях, кстати, весьма часто именно 14-летние подростки уходят в монастыри (ибо если не уйдешь вовремя - женят!). При этом сам юный послушник может еще не отдавать самому себе отчета в мотиве своего выбора.

Предположим, этот юноша оказался в сообществе с истинным аскетом и сам честно борется со своими «помыслами».

Но именно монашеский опыт учит «никогда не говори никогда». До самого смертного порога сохраняется угроза срыва и греха. За столетия своей истории монашество нащупало свою меру поста, создало формы своего богослужения и общежития, осознало основные угрозы и предложило способы их предотвращения.
Человек может счесть, что он избавился от некоей страсти. Она и в самом деле годами может не давать о себе знать в более-менее ощутимом виде. Но это – пока не появится рядом предмет подавленных желаний .
Конечно, описанный мотив отнюдь не был главным мотивом у тех многих тысяч людей, что постучались в монастырские ворота за истекшие века. Но игумены не могли не учитывать, что в этом многотысячном потоке есть и такие люди.

Отсюда – совет константинопольского патриарха Иоанна Постника (конец 6 века): "Страшись сношений с братьями юнейшими" (Наставления монаху // Аверинцев С. С. Переводы. Многоценная жемчужина. Киев, 2004, с. 134. Комментарий от акад. Аверинцева: «Многовековые навыки бытовой содомии в восточном Средиземноморьи требовали от аскета особой осторожности» (с. 340)).

Монашеские правила называют три причины, дающие иноку право нарушить свой обет верности обители и покинуть ее: появление игумена-еретика, а также открытость монастыря для жен и мальчиков. Правила восточного монашества (до сих пор действующие на Афоне) велят сторониться «отроков»: «когда увидите келию выстроенную у болота, знайте, что близко запустение Скита; когда же увидите отроков, берите милоти ваши и уходите» (Древний патерик 18,17); «не носите сюда детей; ибо от детей опустело в Скиту пять церквей» (10,42).

Преп. Нил Сорский: «Женщинам же входить к нам в скит не подобает… Также и отрочат для служения не подобает держати. И всячески сохранятися всяческих гладких и женовидных лиц» .

Русский «Номоканон при Большом Требнике» (17 век) воспроизводит эти нормы:
«Правило 112. Три главизны изгонят инок из монастыря их. первое, аще еретик есть игумен. Второе, аще путь есть женам. Третие, аще учатся мирстии дети. Некто же от старец рече, яко древнии отцы нескоро отхождаху от места своего разве триех сих вин. Первая, аще кто имать некоего скорбяща нань и много творя еже угодити ему, не можаше преложити и. Вторая аще прилучишеся от мнозех славитися. Третия, егда случися во искушение блудное впасти».

Отсутствующие в русском переводе апофтегмы Отцов: «Более женщин ловушка дьявола для монахов – отроки. Там, где вино и отроки, сатана не нужен… Отроков в пустыню приводит не Бог, а сатана» . (цит. по Реньё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников 4 века. М., 2008, с. 50).

В русской традиции аналогичный запрет на вход в обитель «женщин и голоусых отроков» читаем в уставе преп. Иосифа Волоцкого.

В самых ранних иноческих уставах первых веков новой эры, когда в обители еще допускались и дети, для их содержания предписывалось "отделять особые домы и особый образ жизни..., чтобы не приобрели они смелости и безмерной дерзости пред старшими". "Отдельно помещать детей и совершенных возрастом" требовал св. Василий. А в монастырях византийских "юношей разрешается же принимать не моложе 18 лет, но до 28 лет поселять их в метохах", т.е. за оградой монастыря, "во избежание всякого рода соблазнов" (согласно уставу константинопольского монастыря Богоматери Милующей)» . (См. Лисицын М. Первоначальный славно-русский типикон. Историко-археологическое исследование. СПб. 1911, с. 310).

Соврменный православный историк говорит, что это «профилактика соблазна содомского греха среди монахов. Практика монашества в этом его моменте поправила первоначальное стремление основоположников церкви расширять "Христово стадо" за счёт любых достойных неофитов, включая детей» . (Щавелев С. П. Феодосий Печерский – курянин. Курск, 2007).

Иаков Прикана, игумен афонской Лавры увещевал в 1363 году: «Вы, допускающие дружбу с юными, усыновления и переусыновления, посиделки в кельях, виновные в торгашестве, вы должны много остерегаться безбородых юношей и никого из них не впускать в обитель, хотя бы сын царя пришел. Ибо Содом и Гоморра за все это погибли… Воцарилось презрение к духовным старцам, любование мужчинами и пиршества с молодыми и безбородыми, и осязания удов» . (Еп. Порфирий Успенский. Второе путешествие по Афону. М., 1880 г., с. 331).

Из Трагоса 1394 года «Безбородых детей отнюдь не принимать на Гору. А если кто не удалит такового от себя, да будет анафема» .

Из Трагоса 1575: «Безбородым детям отнюдь не быть и не жить на Горе ни под каким предлогом, ни для обучения грамоте, ни для вразумления, ни по сродству. Нарушитель сего определения да перестанет священнодействовать, а монах да будет отлучен и проклят и не достоин прощения и не истленен по смерти» (Еп. Порфирий Успенский. Второе путешествие по Афону. М., 1880 г., с. 344).

Устав 1839 года: "Никому никак не дозволяется принимать в каливу безбородого юношу и жить вместе с ним; а только разрешается всякому достаточному содержать безбородого вдали от скита, пока вырастет у него борода и уже после этого представлять его отцам с бородою и сожительствовать с ним» . Порфирий Успенский сообщает, что евнухи и безбородые юноши обозначались одним словом: spanoi (скудный, недостаточный, редкий) . Значит, оно приобрело еще и оттенок «неполовозрелый».
словарь: "αυτός που έχει αραιές ή δεν έχει καθόλου τρίχες στο πρόσωπό του (α. «ήταν γέρος και σπανός και άσχημος» β. «τὸ εἶδος αὐτοῡ... σπανόν, ἐπὶ τοῡ χείλους μόνον ἔχων τρίχας, καὶ εἰς τὸ ἄκρον τοῡ πώγωνος», Παλλάδ.)" Имеющий жиденькую бороду или не имеющий вовсе растительности на лице. Под такое определение попадают как евнухи, так и безбородые юноши. < σπανοπώγων жидкобородый.

Критерий выхода из детства определялся так - "гребень должен застревать в бороде послушника". То есть важны были не паспортные данные, а женственно-миловидная внешность нового брата и то впечатление, которое она может произвести на некоторых монахов.

Оливье Клеман эту историю связывает со св. Афанасием Афонским: В 963 году молодой трапезундскии грек, любимец великого военачальника Никифора Фоки, резко порвал с миром и, обманув бдительность своего воспитателя, удалился к отшельникам на Афон. Однако те отказались его принять: он был еще слишком юн и "гладколиц"; а обычай повелевает, чтобы "гребень держался в бороде послушника". - "Если дело только в этом, смотрите, гребень стоит", и молодой человек вонзил гребешок в свою щеку. Он был принят" (Беседы с патриархом Афинагором).

Но есть другая атрибуция этого эпизода: «Св. Павел Ксеропотамский был евнух: это заметно сейчас по чертам лица, по скудным волосам, особенно на бороде. Глаза большие; взгляд проницательный, нос длинный, брови тонкие надвинутые на глаза; в обеих руках держит свиток; мантия застегнутая вверху и внизу. Много преданий рассказывается об этом подвижнике; особенно замечательно следующее: На заставе горы Афона находился, по обычаю, гребень, которым все приходившие должны были чесать себе бороду. Павел пришел на Афон в таком молодом возрасте, когда бороды у него еще не было, а безбородых не принимали. Юноша взял в руки гребень и воткнул его себе в подбородок, чтобы только удостоиться счастья жить на горе Афонской. Иноки, видя такое рвение юноши к их подвижнической жизни, нарушили обычай для Павла и позволили ему остаться на Афоне» . (Афонские иконы Византийского стиля в живописных снимках, привезенных в Москву П. И. Севастяьновым. М., 1859). http://starkniga.narod.ru/CERKOV/IKON/afon.pdf)

В отчете св. Игнатия Брянчанинова о проверке им Валаамского монастыря (1838 г.) всплывает та же тема: "Хотя наместник иеромонах Иринарх по следствию и оправдался, но по причине нарекания в столь гнусном пороке он не может более оставаться в своей должности и в обители. Казначей иеромонах Иринарх, обвиненный в подобных пороках доносом при игумене Варлааме, должен быть также лишен должности и выведен из монастыря. При увольнении наместника и казначея полагаю нужным постановление, чтобы и впредь никогда не принимать их в монастырь сей. При этом нужно повторить строгое запрещение нанимать мальчиков финнов в работники Валаамского монастыря" .

В 1864 году монахи–члены Русской Миссии в Иерусалиме жалуются на своего начальника: «Родители, приехавшие с детьми, просят поучить миссионеров детей Закону Божию, но о. Леонид запрещает это миссионерам на том основании, что мальчиков не следует пускать к монахам из опасения — стыдимся говорить — содомского греха» (цит. по: Дмитриевский А. А. Очерк о жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина), третьего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и его научные труды по изучению православного Востока // Богословские труды Сб. 36 с.118).

На этом фоне очень юродиво вел себя Андрей Юродивый: У него был его собственный мальчик. Епифанию 18 лет, он "белокурый отрок, прекрасный душой и телом". Епифаний рассказывает Андрею о себе в третьем лице с характерными возрастными пометами: "Покуда мальчик стоял, старец, взглянув на Епифания..." (с. 57). Они постоянно целуются и обнимаются: "Андрей совершая по пути безобидные шалости, встречает прекраснейшего юношу Епифания. Был же отрок встревожен происками диавола. Святой, конечно, облобызал его, и взявшись за руки, они пошли искать спокойное место" (с. 36). При этом Андрей говорит Епифанию "о, дитя" (с. 55). Спустя годы Епифаний (автор Жития) воспроизводит тот же канон юношеской красоты: «он увидел прекрасного видом юношу дивного роста, с лицом, сиявшим ярче солнца, облаченного в одеяние, приличествующее божеству. Тут Епифаний, изумленный увиденным, вгляделся в его лицо: и было оно то как снег, то как огонь сверкающий; правая же рука его была открыта, и стоял он со светлокудрой головой, с волосами, на вид будто золотыми» .

В 1912 году вышла книга "Посмертные вещания Нила Мироточивого".
Сам Нил, как предполагается, жил в XVII веке, а книжка впервые вышла в начале двадцатого. Согласно сюжету, некоему афонскому монаху в начале 19 века является в видениях Нил Мироточивый и дает духовные наставления.
Скорее всего, это просто такая литературная форма: чтобы автора услышали, автор начала 20 века решил заговорить чужим голосом и под видом обличения монахов столетней давности описал современные ему нравы, то есть дал картину жизни афонских монастырей начала XX века. Картина печальная.

В числе «нестроений» - рассказы о том, как старцы совращают юношей в своих кельях.
Полное издание книги вышло на Афоне в 1912 году (Издание келлии Благовещенской старца Парфения) с одобрения Санкт-Петербуржского Духовного Цензщурного Комитета. Есть переиздание в Спб. 2000 (издательство Воскресение)
Но обычно в церковных лавках лежат усеченные издания.

Главы, обычно опускаемые ныне церковными издателями, есть тут http://www.vavilon.ru/metatext/risk3/nil.html Их содержание видно из их названий:
ч. 2 гл. 11. О целомудрии. О поведении юных в общежитиях и отношении к ним старших;
ч. 3. Гл 20 Ласкательство старцев и презорство послушников
гл. 26 Горе старцам, у которых ведут себя развратно подчиненные им послушники;
гл. 42 Пристрастие к послушникам есть главная причина невзыскательности старцев;
гл 43 Опасность для общежитий от доступа к ним молодым
гл. 57 Воззвание о хранении себя от сообращения с безбрадыми. Картина развития сей страсти;
Ч. 5, гл. 19 Повесть о коварном убийстве одного ревнителя целомудрия, обличенном в страсти мужеложства.

Афонцы возражали:
"В книге часто обличается грех мужеложства (особенно с юными), а сего омерзительного греха на Св. Горе и слухом не слыхано и видом не видано; монах Феофан был просто душевнобольной, меланхолик, надиктовавший о. Герасиму много лжи и клеветы на святогорцев".
Автор «Предисловии» к «Посмертным вещаниям» отвечает на возражения:
"Конечно, грехопадения (особенно тайные, наподобие мужеложства), кто их видал? Грехопадения кто разумеет? (Пс. 18, 13), - скажем словами псалмопевца, но были, конечно, серьезные основания у Вселенского патриарха, еще не так давно, издавать по Св. Горе афонской распоряжение об удалении из афонских монастырей и скитов юных и безбрадых.
Конечно, дело шло тут не о пустяках и не о мелочах. Вселенский патриарх, не ограничиваясь письменным распоряжением, даже командировал сего ради на Афон одного из своих архиереев для приведения в исполнение вышеуказанной патриаршей грамоты (очевидно, дело было серьезное и животрепещущее). Архиерей даже взял себе в помощь представителя гражданской власти (турецкого чиновника); они вместе отправились по монастырям и келлиям "изгонять юных". Кое-кого изгнали... Впрочем, из сего патриаршего распоряжения и сего "ревизорского объезда" афонских обителей не вышло никакого толку. Доброе дело, как это часто бывает на свете с добрыми делами, сошло на "нет". Ревизоры, с великим почетом, вниманием и гостеприимством принимаемые в афонских обителях, скоро закончили свой объезд, весьма довольные "исполнением патриаршего поручения". Юные же не только не исчезли "с лица земли афонской, но стали приумножаться" (особенно по келлиям), "а юные изгнанники" снова вернулись назад и все пошло по-старому. Ни о каких административных мероприятиях на Афоне против юных теперь уже не слышно... Ясное дело, что "Вещания прп. Нила" заслуживают самого серьезного внимания афонцев...
Примечание: Мы говорим лишь о недавних, современных патриарших распоряжениях против юных, не касаясь древних афонских узаконений и патриарших на сей счет распоряжений, им же несть числа и о них же не леть есть ныне глаголати подробно. Все эти узаконения и распоряжения во множестве собраны у епископа Порфирия в его книге "Второе путешествие по Афону" (Москва, 1880 г., приложения 271-529 стр.). Отсылаем туда любителей документальных справок. Там они найдут много подтверждающего "Посмертные вещания прп. Нила". Все-таки мы и здесь делаем из вышеуказанного места епископа Порфирия выписку, именно из текста Завещания Иакова Приканы, игумена лавры св. Афанасия (1363 года) во дни царя Иоанна Кантакузена и Константинопольского патриарха Филофея: "Вы, допускающие дружбу с юными, - читаем здесь, - должны много остерегаться безбородых юношей, никого из них не впускать в обитель, во избежание соблазнов... ради великой немощи людей. Ибо Содом и Гоморра, эти пять городов, за все это погибли от огня и покрыты водою (т. е. здесь читаем почти буквально то же самое, что в "Посмертных вещаниях" (гл. XVII). Далее Прикана говорит, что прежде в монастырях и лаврах сияла благодать Божия, пока они имели страх Божий и целомудрие, и продолжает: "Когда же в них воцарилось презрение духовных старцев и непослушание им, появились любования с мужчинами, пиршества с молодыми и безбородыми, стихотворства, стремления к запрещенному, разжигания и осязания удов, сочетания для неестественного совокупления, когда омрачение, выказавшееся в таких делах, охватило многие и различные души, беззаконие осталось не-исправляемым - тогда Бог оставил сии места; обитающие тут, по причине многих приражений и скорбей, скончали житие свое, а места сии с той поры опустошаются варварами за недостоинство настоящего рода. Внимайте, прошу вас, святые отцы мои и братие, да за невнимательность и непослушание отеческим уставам не впадите и вы в пропасть беспутий, да не разгорится у вас неестественное зло и да не разгневается на вас Господь, так что святое место сие осквернится и запустеет ради недостоинства вашего..." Одним словом, здесь находим те же мысли, даже почти те же выражения, что и в "Посмертных вещаниях прп. Нила". Такие же читаем обличения, такие же угрозы. Отсюда: странно объяснять обличения афонцев в "Посмертных вещаниях" меланхолией и душевною болезнью Феофана, как странно было бы обвинять в меланхолии и психической ненормальности вселенских патриархов, вышеупомянутого игумена лавры св. Афанасия Иакова Прикану (XIV в.) и других духовных ратоборцев, добре на Св. Горе Афон против "юных и безбрадых" подвизавшихся?" . (Посмертные вещания Нила Мироточивого. Афон, 1912, cc. XVIII-XX)

Западные монашеские правила мягче. Они, напротив, советуют священникам брать мальчиков на воспитание и обучение . Собор в Везоне в 529 году определил: «Пусть священники, не имеющие жен, принимают к себе в дом молодых чтецов ради их обучения и для того, чтобы подготовить себе достойных преемников; если же те, войдя в лета, пожелают иметь супругу, пусть не мешают им жениться» (Гизо Ф.-П. История цивилизации во Франции. М., 2006. Т. 4. с. 127).

Пример виден в Житии св. Ансгария (миссионера начала 9 века): Среди двух его учеников произошла ссора, в результате которой один из них нанес другому — его звали Фульберт — смертельный удар по голове грифельной доской. Ансгарий приписал вину за это преступление своему невниманию и от горя впал в сон. Во сне он увидел, как душа Фульберта восходит на небо и как он сам (Ансгарий) сопровождает её по велению Божию. Душа убитого мальчика оказалась в пурпурном пространстве и в сонме святых мучеников, а Ансгарий получил извещение, что Фульберт заслужил мученический венец терпеливым перенесением страданий и усердной молитвой за своего убийцу. Когда Ансгарий проснулся и брат Витмар (другой учитель) начал рассказывать ему о кончине ребенка, тот заверил его, что ему уже все известно

Св. Николай Японский в заботах о росте японской церкви просит прислать ему из России мальчиков от 14 до 16 лет для учебы в созданной им семинарии – и это было «модернизмом».

Риски есть при обоих вариантах. Святой современник св. Николая – св. Иоанн Кронштадтский не без приключений проходил преподавание в мужской классической гимназии:
«26 февраля 1865. Враже мой! Как ты напал на меня, когда я был во втором классе гимназии и говорил о страданиях Спасителя у первосвященников иудейских? Как ты меня посрамил, ударивши, усекнувши меня по моему расслаблению жалом плотской нечистоты? Но усердная молитва моя прогнала тебя, простого, мысленного, нечистого духа. Нечистота отпала, и я успокоился…
17 мая 1865 Благодарю Тебя, Господи, что Ты по великой Твоей милости даровал мне победоносно пробыть два класса (второй и третий) и добрословесно. Враг дохнул до сердца со стороны содомского греха, но именем Господним отражен» .
«22 января 1869. Благодарю Господа, прилог содомской нечистоты от меня отгнавшего призыванием имени Его и воззрением к Нему очами сердечными и телесными. Это было в пятом классе сего 22-го января» .


Как тут не вспомнить «Ксении» Шиллера-Гете:
Если учитель зудит — это плохо. Но разве не хуже,
Если зудит у него, чуть на детей поглядит!

У этой темы есть и другой аспект. В разных странах и в разных православных церквях я слышал схожие истории с одними и теми же доводами соблазнения и доводами самооправдания. Один мой знакомый священник (семейный, многодетный и при этом ректор семинарии) выдвинул интересную гипотезу о существовании внутри монастырей секты, корни которой уходят ко временам древних гностиков. Эта секта официально была разгромлена еще в византийскую эпоху, но в истории культуры и религии никакое явление не умирает бесследно. Оно может мутировать, притворяться, мимикрировать, но как-то продолжать свою жизнь. У гностиков была ненависть к браку, к женщине, к деторождению. Среди десятков их сект был весьма странные толкования Библии. Вполне возможно, что какое-то из них встретилось с православным монашеским течением и проникло в него.

Это облегчалось тремя факторами:
1. гностики и их дериваты были весьма критично настроены по отношению к официальной имперской церкви; монашество тоже всегда было склонно обличать «мирских попов».
2. Монашество в большей степени, чем христианство в целом, склонно делать мироотрицающие аскетические акценты.
3. В Средние века и Новое время монастыри как католиков, так и православных, были настоящим убежищем для гомосексуалистов. Безбрачный человек был слишком заметен в мире обязательных ранних браков. Монастырь давал таким людям укрытие: сделай вид, что любишь Христа, уйди в монастырь, и там ты сможешь встретить себе подобных. Церковь предлагала гомосексуалистам отказаться от того, что для них не имело ценности - от гетеросексуального брака - а взамен предоставляла уважаемый образ жизни, доступ к деньгам и карьере и просто к гарантированной еде (да, в Византии начала второго тысячелетия рацион монаха был лучше, чем рацион среднего крестьянина). Что еще надо?

Можно ли найти в статистике подтверждение этим тезисам?

Независимая комиссия по сексуальным обвинениям в церкви (la Commission indépendante sur les abus sexuels dans l'Église - Ciase) была создана в 2018 по инициативе Конференция католических епископов Франции
5 октября 2021 года произошло ожидаемое землетрясение. Комиссия представила результаты исследования на 500 страницах с еще 1500 страниц приложений. По ее оценке, с 1950 года жертвами примерно 3 тыс. представителей духовенства стали около 216 тыс. детей и подростков.
Оценка числа пострадавших - 216 тыс. - базируется на данных Национального института здравоохранения и медицинских исследований (Inserm), передает RFI. В нее не включены уже умершие.
Статистический "интервал доверия" в этой оценке составляет 50 тыс. человек, то есть число пострадавших может составлять от 165 до 270 тыс. Если учитывать детей, пострадавших от мирян, работавших в церковных учреждениях и организациях, число пострадавших может увеличиться до 330 тыс.
Примерно 80% пострадавших - мальчики, чаще всего в возрасте от 10 до 13 лет.
Оценку числа педофилов эксперты составили по данным архивов и по свидетельствам, поступившим непосредственно в комиссию. Это от 2900 до 3200. В докладе подчеркнуто, что это минимальная оценка.
Почти 56% случаев насилия над детьми пришлось на 1950-1970 годы, когда во Франции численность духовенства превышала 50 тыс. человек. Еще 22% случаев выявили в 1970-1990-е годы, остальные 22% - с 1990 по 2020 год. В комиссии решили, что это распределение связано с тем, что подобные случаи все реже замалчиваются и все чаще осознаются как неприемлемые .
Правительственная комиссия во Франции пришла к выводу, что с 1950 год по наши дни чи
При этом "Всего с 1950 года в католических церквях служили или работали более 115 000 человек" . То есть жалобы касаются трех процентов духовенства.
Понятно, что далеко не все имена названы комиссии и не все случаи педофилии стали ей известны. Но и три процента - это очень много.
В московском районе "Новые Черемушки" живет 110 000 человек. Можно ли предположить, что среди них - три тысячи взрослых (это важно: в российских детских домах или в американских лагерях для скаутов большинство случаев педофилии – это приставания старших подростков к младшим, а не грехи взрослых педагогов) практикующих педофилов (из которых 90 процентов домогались несовершеннолетних мальчиков)? Нет, такое предположить невозможно.

Значит, среда католического духовенства - это особая субкультура, помогающая прорастанию именно таких девиаций. Может ли это быть связано с догматом филиокве, органом и скамейками в храме крестным знамением, совершаемым слева направо и иным догматико-литургическими отличиями католичества от православия?

Не думаю. Это связано прежде всего с обязательным и пожизненным безбрачием для клира .

(Оно и с монахами-буддистами так бывает: «Доходы с земель у монастыря до 4 тысяч ланов. Много приношений. В общем ламы живут обеспеченно. Многие пьют китайскую водку. Педерастия в полной мере. Поговаривают и о женщинах. Цыбиков Г.Ц. Дневник поездки в Китай в 1909 // Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Т. 2. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. Новосибирск, 1981, сс. 124-125.
По запискам Пржевальского, сделанным в его третьем путешествии в Тибет, А. Зеленин итожит: «В Лхассе на все продукты всегда стоит страшная дороговизна; деньги, прилив которых с караванами многочисленных богомольцев очень велик, дешевы. Население, в котором преобладает элемент лам, чрезвычайно испорчено в нравственном отношении; в городе сильно развито воровство, грабежи и разврат, чему много способствует обязательное безбрачие большинства населения. Ламы ведут крайне развратную жизнь. Весьма характерно с социально-гигиенической точки зрения, что между ламами сильно распространен грех содомский (содомия). Однако, по общему убеждению, все эта грехи будут прощены Богом по одному тому, что они творятся в святом городе» (Зеленин А. В. Путешествия Н. М. Пржевальского. Т.2. СПб., 1900. Т. 2, с. 116)).

Но если питательная среда для таких девиаций именно в этом, то, значит, и значительная часть православного духовенства - та, которая так же связана обетами безбрачия - находится в зоне все той же опасности .

Причем все это не исключает существование элитарных клубов, в которых геи подтягивают другу друга во взаимной карьерной возгонке. И потому в отдельных стратах, приходах, епархиях, монастырях цифра в три процента может вырасти и до тридцати и более.

C’est la vie. Точнее – таковы реалии монашеской жизни. И это, в частности, означает, что тень гомосексуализма мешала развитию школ при монастырях. Даже сейчас, если кто-то работает со школьниками и молодежью, он оказывается под подозрением - «а в чем причина твоего интереса к детям?».

Но без детей не может быть и школы… А без школ национальное отрочество затягивалось (отрок: "от - речь" = немой, молчащий) .

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и ...
2013-2014 гг. Женщина, которую я уламывал пару дней, неожиданно дает окончательный отказ. Я уже решил было плюнуть, но вдруг меня осенило. - Посмотрите на мое предложение с другой стороны. Вы получаете все без всяких обязательств, выбирать программу вам надо лишь на третий месяц, но вы ...
Здравствуйте!Вот первая запись в наступившем году. Заканчивается второй день ...
Смотрите, какие нарядные бензиновые разводы. Это район Свиблово, дорога к метро, весь тротуар такой. Предполагаю, что ехал трактор, из-под него капало. Та же самая Снежная улица, чуть дальше от метро. Композиция называется "Ой, просыпалось". На следующей фотографии еще одна кучка, ...
В мае 1962 года, Городской Совет Централии (Пенсильвания, США) нанял пятерых пожарных-добровольцев для очистки городской мусорной свалки, расположенной в заброшенном шурфе открытой шахты неподалёку от кладбища «Odd Fellows». Пожарные, как они делали ...
  • OkhranaGuardDep : @Lastway17 @bmd_2_769 Где находится Успенский собор?

  • knizhnikorg : Эдуард Успенский - Зима в Простоквашино и другие истории https://t.co/WKXMgjl5sQ Хорошо в Простоквашино зимой — мо… https://t.co/qEL7Dl6Pnd

  • i3vestno : ☀️«Троицко-Успенский кафедральный собор тихой Кинешмы в лучах сентябрьского восхода»