
ЭТЕРНА: Как Кинопоиск решил снять свою «Игру престолов» и что из этого вышло

В январе на Кинопоиске вышла первая часть исторического фэнтези «Этерна» по прозе российского фантаста Веры Камши. Планируют еще два фильма-продолжения, называют сериалом и даже намекают на «Игру престолов» (но хочется верить, что это такая же шутка, как и предыдущие несколько «наших ответов» от Кинопоиска — «Настоящему детективу»).
Грамши слышал, Камшу — нет
«Этерна» — что это вообще такое? «Отблески Этерны» — это цикл романов Веры Камши про какой-то вымышленный мир, все события в котором разворачиваются несколько веков назад. Местами это похоже на Средние века, иногда — на Италию Караваджо.
Имена собственные в этой вселенной словно навеяны рыцарскими романами времен войны Алой и Белой розы: Мэллит, Оллары, Талиг, Окделл, Гаганы… Честно говоря, про Этерну я вообще не поняла — то ли это какая-то земля обетованная, то ли чье-то имя, то ли вообще абстрактный термин из недр камшиного воображения. (Возможно, это станет понятно по будущим фильмам, но ждать их я уже точно не буду, спасибо.)
«Терпение — кольчуга сильного»
Эту фразу с очень серьезным видом несколько раз повторяют разные актеры. Терпение — это главное, чем должен запастись зритель этого фильма-сериала. Начинается «Этерна» как будто с середины. У героев уже сложились какие-то свои взаимоотношения, что-то уже между ними происходит, и вдруг бац! — вас тоже подключили к этой трансляции в зуме и дали немножко посмотреть (правда, кто, куда и, главное, зачем бежит — решительно непонятно).
Нужно было что-то решать уже на уровне сценария, иначе выходит вот что: первая треть фильма посвящена одному герою (это храбрый воин Робер Эпинэ, который отчего-то страдает и хочет отомстить отрицательному персонажу Юрия Чурсина), а вторая треть и даже больше рассказывает о юном Ричарде Окделле, который тоже хочет отомстить Чурсину за убийство своего отца.
Ну а когда начинается третья треть «Этерны», то про героев первой трети (и уж тем более про причудливые коллизии, пресловутый «шар судеб», освобождение олларов и тому подобное) зритель вообще забывает. И всё это — под унылую пилёжную музыку Райана Оттера (нет, это не иностранец, а парень из Новосибирска, который назвался композитором, но музыку к кино писать так и не научился).
«Народу нужен мир, крыша над головой, еда — ему все равно, кто им правит»
Нет, чувак, не все равно. Так же как и не все равно, какой текст произносит актер в кадре, пусть даже он это делает гораздо четче и профессиональнее, чем в современном российском артхаусе (вот тут должна «Этерну» похвалить: прямо на удивление четко говорят, не жуют слова, можно даже разобрать текст!).
А вообще может быть и зря я их ругаю. В конце концов, это сказка, и если бы насилия и стремного грима чуть поменьше, то для класса пятого-шестого — вполне. Иногда, правда, «Этерна», несмотря на весь свой рыцарский пафос и художественный размах, напоминает юмореску в духе Проспера Мериме или наших «Трех мушкетеров»: в эпизоде появляются Вениамин Смехов-Атос, кардинал Сильвестр вместо Ришелье (Юрий Беляев), много шляп, перьев, шпаг и даже есть девушка с кудрями.
Но в целом картинка вполне смотрибельная, гораздо лучше многих сериалов. Чувствуется, что работал художник, что смотрели картины (Сильвестр Щедрин из Третьяковки или что-то в этом роде), выстраивали мизансцены, искали красивые пейзажи и увлеченно создавали исторические интерьеры.
Так что по поводу «Этерны» у меня довольно смутные впечатления. Люди явно работали, что не может не вызывать уважения. Но как в итоге получилось — фанатам Камши, конечно, виднее. Фабула от меня скорее ускользнула, а вот изобразительный ряд очень даже порадовал.
А вы смотрели «Этерну»? Что думаете?