Этапы большого пути

топ 100 блогов world_of_kwg10.09.2012 Сегодня для меня наступила знаменательная дата - ровно 10 лет в игровой индустрии.
Самое время поразмышлять о прошедшем и настоящем.



Сама по себе профессия "исторический консультант" весьма специфична, причем не только для геймдева. Существует мнение, что исторический консультант и историк - это одно и то же. Мнение ошибочное, мягко говоря. Консультанту работать сложнее, ибо книжку написать - это одно, а заниматься игровым проектом - совсем другое. Ответственности больше на порядок, ибо игроки куда более въедливая аудитория. Это и плохо для консультанта, с одной стороны, а с другой, наглядно показывает, чего ты стоишь. Кроме того, консультант обязан понимать - он занимается игрой. Порой крайне историчной и очень зажатой в рамках темы, но все равно игрой. Он обязан принять правила игры, иначе ничего хорошего из этого не получится.
На моей памяти достаточно примеров, когда историки, приходившие на смену консультантам, очень быстро "ломались". Так было, например, в "Блицкриге-2", когда вместо Бориса Юлина пришел Илья Мощанский. Месяц поработал, и все, финита ля комедия. Борис, кстати, как бы к нему не относились, является едва ли не первым российским историческим консультантом в геймдеве. Один персонаж в свое время умудрился нас заочно стравить на проекте, где сначала консультантом был я, а потом Борис. Первая же встреча расставила все точки над “i", потом у нас было несколько проектов, в которых мы работали совместно. И да, потом мы еще месяца полтора ловили лулзы, кидая друг другу диалоги с вышеуказанным персонажем, который еще раз пытался нас столкнуть лбами, не зная, что мы деловые партнеры.
В консультанты приходят с разных сторон. Из тех, кого я знаю, профессиональным с точки зрения образования является Борис Юлин (МОПИ). Но и для него это уже второе образование после МАИ. Что касается меня, то я инженер-вагоностроитель, не прошедший дальше второго курса, но два года отработавший во ВНИИЖТ. Непрофильным, правда, назвать МИИТ можно с натяжкой, ибо по всему миру вагоностроительные предприятия часто становились танкостроителыми (ХПЗ, УВЗ итд). А вообще я журналист, все еще действующий, за 12,5 лет, что я в этой среде кружусь, принял участие в работе над примерно 400 номерами. Из этого числа более 350 журналов – игровые. Сначала «Навигатор Игрового Мира», с начала 2005 по июль 2010 года работал над “PC Играми” и “Страной Игр”. Игрожур “второй волны”, так сказать. Причем основная работа – дисковый редактор, постепенно сконцентрировавшийся над разделом дополнений. Учитывая тот факт, что моддерством я сам занимался с 1999 года, неудивительно. В лучшие годы обрабатывал до 400 дополнений в месяц, как при этом не сдох – непонятно.
Собственно говоря, именно работа в игровой журналистике и особенно над дисковым контентом привила главное достоинство – дотошно копать тему, над которой работаешь. Неважно, что это – поиск журнальных материалов или что-то еще. Ну и плюс, как все нормальные дети, я имел богатый опыт поклейки танчиков и самолетиков (а также кучу книжек, на который слегка убил себе зрение). Военная тематика была мне абсолютно не чужда, хотя в Кубинке я впервые побывал лишь в 2003 году (хотя в других военных музеях я бывал не раз). В общем, задатки для освоения новой профессии имелись с запасом.
Попал я в геймдев абсолютно случайно. В марте 2002 года я с парой друзей с Сухого.ру поехал в Монино, где мы отсняли для 1С: Maddox Games кабины Пе-2 и Ил-10. Сделали это чисто из идейных соображений, дабы эти самолеты появились в “Ил-2 Штурмовик”. Летом того же года в недрах 1С началась активная стадия работ по проекту стратегии, которая тогда называлась WW2 RTS (будущая «Вторая Мировая»). Требовался исторический консультант, ибо работа предстояла адовая, а собственных сил команде не хватало. Кто-то, вроде как это был Валентин Логинов (владелец Сухого.ру) посоветовал меня. 5 сентября ко мне в аську постучался Юрий Мирошников, а 10 сентября состоялась встреча в офисе 1С, где мне обрисовали работу и дали тестовое задание. Как сейчас помню – это были польский бронепоезд Nr.53 Smialy и французская САУ ARL V 39. С первым было несложно, ибо по нему книжка выходила (книжку купили через западных партнеров), а вот с ARL V 39 была заминка. И неудивительно – кроме 3 известных фотографий, больше по нему ничего и не было. Да и появилось что-то нормальное только в 2011 году. Тем не менее, работа пошла.
Как я уже говорил, мое главное достоинство- умение копать. Ну я и копнул. То, что у меня было на начальном этапе, было уровня ниже плинтуса в плане референсов, но сей недостаток очень быстро восполнился. Я начал тупо вкладывать все заработанные средства в референсы, сметая топичную литературу на МКСМ (Московский Клуб Стендового Моделизма). В профильных моделистских магазинах я стал постоянным гостем. При таком глубоком бурении результат не заставил себя долго ждать. Почти одновременно с работой над WW2 RTS я стал контачить с командой, которая делала мод Forgotten Hope для Battlefield 1942, ними я контачу до сих пор. Работа с моддерами здорово помогла в плане умения работать с большими массивами референсов и понимания, чего от тебя хотят. Изначально я занимался только наземной техникой, но одновременно шло глубокое бурение по самолетам, затем по форме и стрелковке…
Желание максимально дотошно понимать предмет и упертость сделали свое дело. С 2005 года по кличу ныне покойного Дмитрия Шумакова была собрана малярная бригада, основной ее костяк все еще в деле. Для меня музейная работа с октября 2008 стала профессией – работаю на Поклонке в отделе открытой экспозиции. С того же момента я перешел с книжек «для всех» на архивную работу, ковыряясь с той же интенсивностью (уже метров 9 наксерил). Ну а на КРИ-2009 состоялся разговор с Макаровым, думаю, как-нибудь потом он расскажет, а я дополню.

Ну и, напоследок, некоторые вехи в геймдеве:

"Вторая Мировая" – первый проект. Начал работу с сентября 2002, покинул в январе 2004-го, когда уже основная часть моей работы была завершена.
Forgotten Hope – начал помогать в конце 2002 года, но реально стал членом команды в конце 2003 года. Собственно, по первым версия FH видно, что было до меня, а что стало после.
«Ил-2 Штурмовик: Асы в Небе» - сравнительно небольшой объем референсов. Когда я пришел внештатником к Медоксу, проект в общем и целом был завершен, так что почти не считается :)
"Перл-Харбор" - весь срок разработки. Вообще он какбе делался сторонней командой, но так «талантливо», что в итоге пришлось за ними почти все переделывать.
"Истории пикирующего бомбардировщика" - весь срок разработки. Наконец-то тот самый Пе-2 полетел.
"Штурмовики над Маньчжурией" - весь срок разработки. Полетел Ил-10, отснятый весной 2002 года.
"46" - весь срок разработки. Напихали тогда советских вундервафлей по самое не могу.
“Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию” – со старта проекта до весны 2009 года, когда шибко умные манагеры из Softclub не решили избавиться от всех внештатников в 1С.
Forgotten Hope 2 – с начала разработки и до сей поры. В позапрошлом году таки выбили в упорной борьбе звание лучшего мода по версии Mod DB. Команда сейчас в полуобморочном состоянии, но жизнь еще теплится.
Liberation 1941-45 – помогал референсами, в основном по наземным моделям. Заодно переманил к Медоксу моделлера, который занимался танчиками, работает до сих пор.
“Стальная Ярость” – немного помогал референсами под конец разработки.
ACHTUNG PANZER: Kharkov 1943 – весь срок разработки, референсы и проверка моделей.
STEEL ARMOR: Blaze of WAR - весь срок разработки, референсы и частично проверка моделей.
World of Tanks – с мая 2009 года и по сегодняшний день.
Red Orchestra 2 – гм… было дело. Попросили материалы как тестовое задание, дал я им два комплекта… пропали. Ну и хрен с ними.
Iron Front: Liberation 1944 – с 2010 года и по окончание проекта. Хорошая идея, хорошее в общем исполнение, но багов слишком много, увы.
Rising Storm – с осени 2010 года по сегодняшний день. Ребята вообще молодцы, работают на голом энтузиазме в надежде, что TWI их не нае..дурит с деньгами в финале. Наивные…
World of Warplanes – с самого начала, потихоньку фигачим.

Ну и всякое еще, о чем говорить пока нельзя. 15 вышедших проектов за 10 лет - по-моему, вполне нормально. Ну и как говорится, на достигнутом останавливаться планов нема. Как-то так...

P.S. Про остальное чуток добавить забыл :)
- 4 раза съездил на Курилы, притащили оттуда всякого, кое-что уже стоит на Поклонке;
- Поучаствовал в создании двух экспозиций в ЦМ ВОВ, обеими заведую.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сторонники Трампа демонстрируют полную потерю всякого стыда и совести: противники Путина доказывают, что тот -- сильный лидер, достигающий поставленных задач; евреи объясняют, что назвать Стюарта Лейбовицем -- это никакой не антисемитизм и т.д. Я приведу этот диалог . Контекст -- слова ...
Похоже, что найден источник методичек. Что же представляет собою украинство, то есть украинский сепаратизм с его основами, явлениями и целями, по крайней мере у нас, в Прикарпатской Руси? Украинствовать значит: отказываться от своего прошлого, стыдиться принадлежности к русскому ...
Редкая машина не притормозит возле этого указателя. Большинство едут дальше. И мы, увы,  не исключение. Жаль, что не было таблички, рассказывающей о том, что, оказывается, ...
В прошлом году мы заплатили за свет 1000 евро. И не потому, что мы какие-то транжиры и не заботимся об охране окружающей среды, а потому что у нас главным двигателем прогресса в старой квартире было исключительно электричество, а к тому же, здесь оно ...
За последние три дня по рунету расползлось несколько статей с апокалиптическими предсказаниями по поводу разлива нефти в Мексиканском заливе. Я просто задолбался отвечать на вопросы, в какой степени все это правда, так что объясню вкратце ...