Эстетическое
cheralpa — 24.09.2023
Читая (и удаляя) особо грязные комменты ко вчерашнему моему посту,
задумался, кому после смерти Пригожина перешла его
Вчера нагуглил, что первая книга о Пикассо вышла в СССР в 1960 году и ее авторами были Андрей Синявский и Игорь Голомшток. После выхода книги в свет в высоких начальственных кабинетах началась война (с привлечением французских коммунистов и газеты "Юманите" - по сути частной, потому что ее содержал сам Пикассо), в результате которых бОльшая часть тиража книги была уничтожена, а меньшая была сохранена и ушла в специализированные издательские магазины, чтобы вскоре стать библиографической редкостью. Личность И. Голомштока меня заинтересовала и я проглотил первую часть его автобиографии - "Воспоминания старого пессимиста" (о жизни в СССР). Он дружил с Синявским (и М. Розановой) и был хорошо знаком со многими выдающимися людьми семидесятых (С. Аверинцевым, А. Менем, А. Пятигорским, Ю. Щедровицким, В. Шаламовым, А. Волконским). Надо бы и вторую часть прочитать - про его жизнь в эмиграции.
Мне показалось довольно важным замечание Голомштока о расхождениях между Ю. Даниэлем и А. Синявским после их отсидки в лагерях (при том, что до конца своих дней оба безусловно уважали и любили друг друга). Как я понял, Синявский считал значительно более важными не политические, а эстетические расхождения с "советской властью" (которая, по сути, была просто реинкарнацией византийско-татаро-монгольско-самодержавно-теологической власти) в то время как Даниэль стал лидером, если так можно выразиться "политического крыла".
И. Голомшток пишет:
"Я думаю, эстетическая позиция гораздо шире и серьезнее политической, ибо она включает в себя понятия красоты, моральных и этических норм, представление о добре и зле, справедливости и бесправии — все то, чем человек политической ориентации может легко пренебречь ради достижения высших (с его точки зрения) целей, и что для Синявского (да и для меня) было главной причиной расхождений с советской властью. Политические противники могут договориться, прийти к компромиссу, наконец, переменить свои взгляды. Людям же разных — политических и эстетических — ориентаций договориться труднее. К такому умозаключению я пришел, поварившись в котле диссидентских склок".
Увы, я не читал А. Синявского. Жена читала его рассказ "Пхенц", а я вообще ничего. Похоже, это огромное белое пятно.
А мысль Синявского мне кажется весьма верной в том числе и потому, что похожими мыслями делится в своих эссе и М. Кундера. И если рассмотреть историю России в этом ключе, то самыми яркими личностями, боровшимися с "советской (в широком смысле слова) властью" были не политики и оппозиционеры, а те, кто подвергал сомению эстетический фундамент этой власти, выходя на те же самые эстетические позиции, что и европейские художники (подчас и опережая их, как Л. Толстой и А. Чехов).
А когда начинается застой и гниение, это в первую очередь и наиболее ярко проявляется в эстетике. Вот пример. Недавно заглянул в ВК на страницу поэта Д. Мельникова (которого, к слову, я сам же здесь нахваливал еще в 2016 году и считаю приведенные в том моем посте его стихи, действительно, гениальными) и прочитал его незамысловатое самовосхваление "я считаю, что песня Влада Забелина на мои стихи была лучшей в конкурсе". Сами стихи, на которые пелась песня в конкурсе, можно почитать здесь (цитировать их стесняюсь).
Творческая деградация налицо. И не надо судить об эпохе по "прелестным картинкам", которыми разрисованы фасады потемкинских деревенек. Надо судить по тому, какие стихи, рассказы, романы, картины и песни пишутся здесь и сейчас. И уже не надо ломать голову, где твоя сторона. Она прежде всего там, где создается "эстетическая оппозиция" власти.
|
|
</> |
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Хронический кашель
Уникальная акула-альбинос с «золотой» кожей
Крым. Инкерманский монастырь, 1905-2014 гг.
"Не заставляйте детей переживать за блокадников Ленинграда". Методичка для
Картофель по-провансальски
Швейцарский профицит

