эстет
astravika — 07.07.2021
"29 июля 1918.
Утро. Чудесный жаркий день, а я болен.
Мне не жаль Николая 2-го, я когда-то слишком ненавидел его чтобы
перейти к иному чувству. Бездарный и бессильный, очень мало
преступный, злой неудачник — он заслужил свою судьбу. Но расстрел
его — безобразен, невыносим для ума и человеческого сознания, как
воплощение глупости, безобразия и жалкой низости. Все в мире
подчиняется закону формы, и невозможно, чтобы последний «из
Комнинов», или Бурбонов, Стюартов, Романовых кончил свои дни тем,
что его забодала корова или за углом «расстрелял» пьяный хулиган,
сам достойный виселицы и презрения. Голова Крестителя на золотом
блюде — это трагедия, но та же голова на разбитой тарелке, рядом с
огрызком огурца и хвостом селедки — сущий вздор. Или... это начало
новой трагедии? Трагедия руссика, как холера азиатика? Или и
бодливая корова должна занять свое место в судьбах русского
народа?
Я видел Николая много раз, иногда близко. Помню похороны Александра
[III], коронацию; помню чудесные шхеры в Питкопасе и тщательно
охраняемый, возбуждающий зависть «Штандарт», мимо которого бочком
пробирался я на «Далеком». Последний раз я внимательно и долго
рассматривал Николая в Государственной Думе, в это знаменитое
посещение: он стоял неподвижно и тупо и тыльной стороной руки
расправлял усы, пока депутаты истово орали «Боже, царя храни».
(Кстати: я всего два раза был в Думе: тогда и 1-го марта, в день
революции).
И вот этот Николай, Император, «Боже, царя храни» и прочее —
расстрелян «по постановлению». Как это произошло? С огромным
интересом я все эти дни стараюсь представить себе обстановку, лицо,
душу, подробности. И все выходит селедочный хвост. Вероятно,
где-нибудь на заднем дворе, около нужника, и расстреливали какие-то
рожи, и было пусто, темно и скучно такой адской скукой, какою
скучают в аду. Были ли хоть зрители? Это облегчает актеру его
скверную роль, есть хоть дурацкая надежда на сочувствие и дурацкое
утешение. Или привели одного и одного пристрелили? Так в 1906 г. в
пожарных сараях, при свете одного фонаря, поспешно и глухо вешали
революционеров.
Но там все-таки был палач, а палач — форма: пока его отыщут,
напоят, купят; нельзя же просто послать дворника с ножом — прирежь!
А тут сам себе подошва. Необразованные люди, неучи, не понимают,
что для казни (а казни императора особенно) нужна же хоть
какая-нибудь обстановка!
Вероятно, он был очень бледен и оттого казался совсем рыжим; и до
последней минуты разглаживал усы. Его проборчик, его
портретно-медально-монетное лицо. Куда попали пули? Как он лежал
потом? Кто взял себе его сапоги? — хорошие сапожки..."
писатель Леонид Андреев