ЭСТАМПÁЖ


“Эстампаж — это особый способ перенесения рельефного изображения с каменных, бронзовых и других твердых объектов на бумагу. Термин произошел от французского еstаmраgе, что переводится как «отпечатывание надписей».
Эту технику обычно применяют ученые и любители древностей, чтобы
зафиксировать и сохранить старинные наскальные рисунки и письмена с
изваяний.
Чтобы сделать эстампаж, узор на памятнике очищают от пыли и грязи.
Затем поверхность обильно смачивают водой и прикладывают к ней лист
специальной бумаги. Бумага должна быть тонкой, хорошо повторяющей
каждый завиток, но при этом достаточно прочной. Иногда вместо
бумаги мастера используют ткань или пленку. Мокрый материал
забивают в углубления специальными щетками, чтобы он полностью
повторил рельеф.
На следующем этапе специалисты действуют по-разному. Многие
работают специальным валиком, аккуратно покрывая выпуклости темной
краской или тушью — тогда, после
высыхания, углубления в бумаге остаются белыми и надпись становится
легко читаемой.
Другие мастера покрывают первый слой еще несколькими листами и
используют либо краску, либо клей. Такой эстампаж в результате
напоминает объемный гипсовый слепок. В конце работы его легко
отделить от поверхности, сохранив мельчайшие изгибы.
Исследователи считают, что первые эстампажи появились в Китае. Китайцы издревле
возводили каменные и бронзовые изваяния. Надписи высекали повсюду:
на могильных памятниках и на стелах, а поэты фиксировали в камне
стихи. После изобретения бумаги в начале II века каменные
произведения стали копировать с помощью эстампажей. Уже к V–VI
столетиям эта техника покорила Китай, а позже стала популярна и в
других странах.
В России одни из первых оттисков были сделаны в
Южной Сибири. В XIX веке любители старины стремились максимально
точно запечатлеть местные петроглифы, чтобы показать их столичным
ученым. В статье Николая Попова от 1874 года упоминается, что в
1857 году енисейский губернатор Василий Падалка доставил в Петербург три копии Шушенского камня, снятые
«точнейшим образом в натуральную величину посредством
пропускной бумаги». С 1900-х годов этот метод стали применять
повсеместно. Сегодня же эстампаж считается устаревшим: ученые
перешли на высокоточные матрицы из силиконовых смол.
При этом классическую технику продолжают применять современные
художники. Например, в 2018 году новосибирский мастер Эдуард
Логинов показал на выставке «Голоса камней» эстампажи с
петроглифами коренных народов Алтая.