Есть в Ленине кержачий дух
palaman — 24.04.2024 Вопрос читателя:> Я не поддерживаю эту точку зрения. Но как основательно опровергнуть тоже не знаю. Это вводит меня в смущения. Цитирую:
Многие русские интеллигенты - ярчайший пример Солженицын - заражались идеей спасительности для Руси старообрядчества. Но всегда наша исконность ведёт либо в тупик, либо куда похуже. Вспомним Клюева:
Есть в Ленине Керженский дух,
Игуменский окрик в декретах,
Как будто истоки разрух
Он ищет в "Поморских ответах".
(...)
Есть в Смольном потемки трущоб
И привкус хвои с костяникой,
Там нищий колодовый гроб
С останками Руси великой.
И да, всё это было... Именно это... На самом деле корень русской проблемы не в Расколе XVII века, нет, Русь стала жертвой церковного раскола между Римом и Константинополем ещё 1054 года, как никакая другая страна. Дело в том, что дальнейшая цепь событий - взятие крестоносцами Константинополя, включение Руси в состав Орды создавало здесь самоощущение избранного царства, которое одно только на Земле хранит истинную веру.
Между тем, раскол между католичеством и православием был вполне преодолим. И он был преодолён на Ферраро-Флорентийском соборе - 1438–1445. Но взятие Константинополя османами в 1453 не дало единству укрепиться, поскольку султан, конечно, не был в этом заинтересован.
На Руси решения собора сходу отвергли, потому что они лишали наших предков ощущения избранности. А потом они ещё и истолковали падение Царьграда, как кару за отступничество. И эта трактовка в РПЦ жива и по сей день. Хотя история то показала обратное. Османы захватили все, кроме Руси, православные страны, но не смогли одолеть католический мир. Дальше Венгрии, при всей своей мощи не продвинулись.
И Русский Раскол стал следствием этой горделивой и ложной убеждённости в собственной единственно-истинности. При этом истинность полностью сводилась к особенностям обряда. Отказ от которых - покушение на избранность. То есть, важно понять, не империя породила комплекс избранности. А строго наоборот. Те, кто боролись со старообрядчеством, просто понимали избранность иначе - не в изоляционистском, а в экспансионистском ключе. Но корень один.
В 19 веке вырастить из этого корня Русскую идею возмечтали славянофилы и Достоевский. Он писал: "Нет, ты не знаешь, как они нас ненавидят. Нет, не та цивилизация, не Европа мы для них, не европейцы, мешаем мы им, пахнем нехорошо... Нет, они идею предчувствуют, будущую, самостоятельную русскую, и хоть она у нас ещё не родилась, а только чревата ею земля ужасно и в страшных муках готовится родить её, но мы только не верим и смеёмся. Ну, а они предчувствуют. Они больше предчувствуют, чем мы сами...» (Ф.М. Достоевский, Записная тетрадь 1880 - 1881).
У Достоевского были сложные love/hate отношения с Европой, что никак не помешала ему стать самым популярным на Западе русским писателем и войти в пантеон европейской (а какой же ещё?) культуры.
И Запад, кстати, ждал (а некоторые и сейчас ждут) этой Русской Идеи. Но не со страхом вовсе, а с надеждой, что даст им, самими собой утомленным, нечто новое и истинное. Но нет.
Родила земля в страшных муках только большевизм. И он потом обрёл имперский базис, и опять провозгласил избранность единственной в мире пролетарской и атеистической державы.
Казалось, что в 90-х всё с избранническим комплексом и кончится. Ведь стало ясно, что ждать Русскую идею никак уже не приходится, после учиненного большевиками духовно-интеллектуального погрома. Нынешних ведь её "искателей" сравнивать с теми, из позапрошлого века, к кому они апеллируют, вообще невозможно. Это, подлинно - до мышей дошли. Но нет. Пока корень в земле он будет давать новые, пусть всё более уродливые, но не исключено, что мощные побеги.
Отвечаю.
Ответ-то ведь совсем прост. Он лежит на поверхности. Просто "старый обряд" это политический инструмент, при помощи которого Габсбурги, гегемон XVI века, прибрали Россию к рукам, использовали в своих планах. "Старый обряд" это символ Домостроя, символ русского XVI века! якобы исконного-посконного, но на самом деле модернистского и нового способа мышления, который быстро привёл Россию к кризису и Смуте в начале XVII века. (См. Старообрядцы, Смутное Время)
"Старый обряд" устарел и стал не нужен после 1648 года, когда Габсбурги проиграли 30-летнуюю войну и потеряли гегемонию, уступив её Франции. После чего за влияние в России стали бороться французы с голландцами — и победили голландцы, в 1688 году захватившие Англию (это называется "Славная революция"). Ведь XVIII век Россия была яблоком раздора, и закончилось это в 1812 году, когда русские разбили Наполеона и наконец добились суверенитета — реального, а не мнимого! Иван Грозный НЕ был сувереном, и абсурдные зигзаги его правления не от глупости и не от мудрости, а от зигзагов Европейской политики. (См. Нестяжатели и осипляне)
Старый обряд это не символ независимости России, а символ нашего подчинения Габсбургам! Понимая это, Клюев недаром проводил связь между Лениным и старообрядцами. Те и другие при всём внешнем несходстве имеют общее начало — Вену. (См. Вскрыть Вену Октябрьской революции)
> В Вене Грозного
И в Вене Ленина
Пульсирует кровь
Модернизма и революции!
Не думаю.
Кожинов ведь недаром считал, что Октябрь был началом Контрреволюции, что настоящая революция у нас — Февральская, французская. Вена отняла у д'французов, которые постепенно сделались здесь хоязевами в промежутке 1881-1917. (См. Когда Россия утратила суверенитет?, Дом Романовых: триста лет одиночества)
Нет, глубже:
И в Вене Грозного,
И в Вене Ленина —
Религиозное
Подчинение.
А, да!
Я забыл сказать про Унию.
Идея объявить униатов истинными христианами настолько абсурдна, что кажется, будто она не нуждается в опровержении. Но могу и опровергнуть.
Падение Царьграда и ликвидация Императора, формальным вассалом которого был Московский князь, открыла вакансию: с кем союзничать будет теперь Москва? кто будет политической крышей Князя?
Уния — попытка предложить русским новую крышу — в Италии. Эта попытка была русскими отвергнута, новопоставленный униатский митрополит бежал из Москвы без штанов.
Уния это не возвращение к настоящему христианству, а просто попытка подчинить русских Папе Римскому, который сам де-факто был тогда чьим-то вассалом (а скоро стал вассалом Габсбургов). Для Москвы это было УЖЕ мелковато.
> Тараторин католик, а раньше вообще был евразийцем.
Логично.
Человек понял, что смысл жизни не в Лондоне, а в Вене. А может, вообще в Риме?
Дугину до этого расти и расти.
Повторю уже не раз сказанное:
Англия на поверхности,
глубже Франция,
ещё глубже Габсбурги.
Здесь мы выходим на русских.
С пожалуй немцев на пожалуй русских.
Следующий уровень, конечно, Италия.
Здесь полезет Русь XV века и далее вглубь.
Всё это гной.
А потом наконец хлынет кровь: Византия.
Такова программа исследований --
запишите себе в блокнотик на тот случай,
если я неожиданно упаду с лошади
во время охоты.
Подробнее
См. также Место России в мировой истории
|
</> |