Есть патрон на брата, да по три гранаты, да еще штыки...
spartako — 31.01.2015На фоне украинской ремобилизации многократно слышу и читаю в последние пару месяцев кучу материалов и диалогов относительно военной службы с разнообразных позиций, как в настоящее время, так и в потенциальном будущем. Мне кажется, разбор данного вопроса назревал очень давно и даже странно, что до сих пор его в полной мере никто не осуществил. Любителей культуры милитери сразу хочу предупредить - я человек глубоко гражданский, дальше военной кафедры ни ногой, "пиджак", если угодно, поэтому излагаю свою сугубо профанскую, сугобо с т.з. штатского, позицию.
С чего можно начать, говоря об армии? Множество марксистов-классиков, от Либкхнета до фрейдистов разбирали этот вопрос, потому, думаю, ни для кого не новость, что армия, как и весь силовой аппарат в комплексе, в первую очередь служит, как инструмент грубого физического подавления и охраны интересов правящего класса.
В античность армия была прерогативой доблестных воинств, легионов и ополчений, о которых слагали легенды, в феодализм - закованных в латы аристократов, чье ограниченное, консервируемое в силу закрытости, военное знание служило таинством, показателем благородства перед грязными крестьянами и варварами. И, думаю, так же ни для кого не секрет, что стоило получить этим самым крестьянам, ремесленникам, протопролетариям в руки виллы, а в головы общую дисциплину и приказы опытного командира - от доблестного, напыщенного рыцарства при всей его обеспеченности снаряжением не оставалось и следа. Это было во-времена гуситских войн, это было во-времена английской гражданской, это было во-времена французской революции и еще много-много где. Отличие революционной армии всегда было в её неизмеримых возможностях, истекающих из нового качества, по сравнению со старыми, архаичными армиями.
Когда мы говорим "народная армия", что мы подразумеваем под "народностью"? Может это армия буржуазная, но с участием широких слоев населения как в войне, так и в командовании? Или ту армию, где есть приставка "народная", скажем, армию комуча? Народ - слишком растяжимая категория, буржуи и представляющее их офицерье - тоже народ и, возможно, очень народный, когда им грозит гильотина. И раз уж зашла речь об армиях буржуазных, какие из них больше всего играют на пользу социализма: призывные или наемные? Говоря о последнем, мы сразу сталкиваемся с противоречием: в призывных армиях трудящиеся массы убивают друг-друга независимо от воли в бессмысленных буржуазных войнах, как в современной Украине, например. Это отрывает трудящихся от быта, усложняет их жизнь. С другой стороны, что такое армия наемная? Если в призывной армии убийцами становятся вынужденно, то в наемной идет смесь как экономических факторов, заставивших человека пойти на такой риск, по-сути продать свою жизнь, так и симулирование самых низменных качеств человеческой личности, связанных с глупостью, жестокостью, эгоизмом и недальновидностью; в итоге правящий класс получает готовых головорезов, оторванных от масс и готовых защищать ихний статус, собственность и интересы до конца. Полагаю, для дела революции наиболее подходящей будет модель, наподобие швейцарской армии, где существует призыв, но не существует множества факторов, заставляющих трудящихся лить кровь и впадать в длительное рабство перед пожирающей машиной государства, все строится на факторе сборов.
А как насчет нашей армии, пролетарской? С этим вопрос все обстоит еще сложнее. До Октября, социалисты, руководствуясь опытом Парижской Коммуны, наивно рассчитывали, что даровав трудящимся свободу во-всех аспектах, они сами, руководствуясь глубокими знаниями и сознательностью вычистят себя от всякой погани, от всякого, поднимающего свою мерзкую ухмылку, зверя контрреволюции. Но они ошиблись и ошиблись очень сильно, зверь не заставил себя долго ждать и это касается отнюдь не только контрреволюционных бунтов, гнили в органах власти и прессе, это распространилось и на армию, демократизировавшуюся и до того. Добровольная красная гвардия с полностью выборными командирами, построенная сугубо по коммунистическим принципам, несмотря на множество примеров благородства и самоотверженности, продемонстрировала свою потрясающую неготовность, неготовность во-всем - в сознательности/дисциплине, военных знания, решительности сражаться за себя, за свою власть, будучи утомленной и без того изнурительной, бессмысленной первой мировой. Более того, война - это последний фронт революции, за ней только её непосредственная смерть и достаточно не демократично, когда по стечению обстоятельств светлые головы оказываются в одном месте, а в другом, где они более необходимы, революция гибнет. И тогда, после дискуссий и военной оппозиции, по вполне понятным причинам не желавшей расставаться с романтическими представлениями и мечтами, начали строить уже не партизанскую армию, что планировали ранее и превратившуюся в то, что презрительно стали называть партизанщиной, а самую настоящий регулярную.
Надо сказать, что между партизанщиной и партизанской армией/ячейками есть огромная разница - партизанщиной принято называть неподготовленную, разрозненную, мародерствующую массу, не выполняющую приказы, то есть то, во что может излиться как партизанские группы при отсутствии должной организации, так и обычная регулярная армия.
Разумеется, на этом пути было много косяков и подводных камней, не так просто создать баланс демократизированной, истинно-пролетарской армии и строгой дисциплины. Достаточно перечислить конфликты, касательно комиссаров, терроризировавших несчастных краскомов и не дававших безграничного своеволия, использования военспецов со знаниями, воспринимавшихся тогда, как символы старого мира (а срачи среди долбоебов по сей день идут, одни особо одаренные утверждают, что все-все-все делали военспецы, а низовые командиры вообще дно вместе с комиссарами, другие, напротив, что военспецы -д но,необходимое злым большевикам, чтоб вернуть старый режим), узурпировавшие революцию, разгула солдатской массы. И все это в конечном счете сводилось либо к необразованности, либо к мелкобуржуазной борьбе с варягом в анархическом стиле, мол, срать мы хотели на то, что у вас там в Петрограде, скатертью дорога.
Вы можете сказать, как пишут современные либеральные историки, что пришел злобный РВС и начал жрать младенцев, лишая такой кровью заслуженной свободы, но в целом с задачей тогда справились и армия оставалась, действительно, пролетарской по крайней мере года до тридцать пятого точно с таки сохранившимся демократическим аспектом в той мере, в какой он мог сохранится на тот момент не в ущерб общему делу. И примерно все революции двадцатого веха проходили точно такой же путь в армейском аспекте. Все еще сомневаетесь? Мы можем взять любой другой опыт сознательно организованных и возведенных на знамя выборных командиров и добровольных армий, их было не так много: махновская армия, бурская, испанская анархическая.
Махновская армейская система известна достаточно хорошо; это была смесь полноценной, мощной боевой единицы и разгульной партизанщины. Махновцы, как ни парадоксально, славились и бесконтрольными грабежами, мародерствами и убийствами, а расстрелами за эти мародерства и убийства, причем проистекало это не одно за другим, а параллельно. На минуточку, у Махно были отнюдь не мелкие партизанские ячейки по примеру сибирских красных партизан, организованных большевиками и анархистами, а полноценные полки с орудиями и кавалерией, неподчинение и разброд которых выводил большевиков, служивших союзником и опорой, из себя. Повстанческая армия насчитывала до 120 тыс. штыков и до двухста потенциальных штыков, по словам Аршинова, это более трети всей армии УССР. Когда еще в самом начале своей заварушки батька Махно, соревнуясь с Щусем, к кого яйца больше, бегал по Гуляйполе - он взял хороший урок - одно дело разговоры на хуторе и красивые книжки, а другое - люди с оружием. Так и стал рождаться махновский проект, искавший точно такой же баланс, как и красная армия, обвинявший её в грехах насильственности и повторявший их, заодно раздувая и в ту, и в противоположную сторону. Ведь мало кто знает, помимо пьянок, грабежа, разгула назначенных сверху комендантов и контрразведки, Махно проводил принудительные мобилизации, используя словосочетания типа "добровольно-принудительная мобилизация", за что на него обрушивались витающие в облаках анархисты Петрограда, мало кто знает, что у повстанцев был аналог политодела, пусть и очень извращенный, мало кто знает, что хваленная выборность командиров была неформально упразднена спустя уже полгода, о чем писал емнп, и Аршинов, и Волин, и приезжавшие в лоно Махно большевистские эмиссары, все командиры назначались...внезапно, махновским ВРС и штабом (да,да,там был ненавидимый штаб), избирались только младшие командиры, а лозунг о выборности командиров так и остался просто лозунгом по вполне логичным причинам.
Аналогичный ход провернули и анархисты в Испании, чей разгул милиции по стране вызывал настоящий ужас одно время, даже Дурутти, лидер анархистов, командир самой мощной и сознательной колонны и не желавший подчиняться Республике по многим вопросам, человек, страшно возмущался, требуя упразднить всю эту хреньи ввести военно-политический ценз ФАИ (выполнявшей роль контрразведки Махно или чеки), в итоге выборность балы отменена уже официально. Думаете, с бурами было иначе? Авотхуй! Хваленая бурская народная армия в первые месяцы со своей выборностью и добровольностью прославилась потрясающими потерями и безалаберностью по сравнению находящимися в ужасающем дерьме на африканском континенте, красными мундирами. В итоге её упразднили моментально и бескомпромиссно.
Какой можно сделать вывод, рассматривая данные опыты? Мне кажется он напрашивается сам собой, и бойцы, и командиры банально не готовы к коммунистической армии, для этого требуется длительная и тщательная работа с использованием всех ресурсов, следовательно, армии могут быть как пролетарскими, социалистическими, так и коммунистическими. Но где тут искать баланс? Его попыталась установить не только Россия, но и Китай, Югославия и множество других стран с разным успехом (в Югославии, например, главной проблемой оказалась привязка, в Китае пошли по советскому пути реставрации). Упоминание мною недостатков розовых мечтаний, особенно в контексте современной технологической военной мысли никак не подводит нас к выводу, что наиболее успешным и правильным является перенесение буржуазных людоедских правил на рабоче-крестьянскую армию, каждый институт общества, каждый коллектив должен отображать строение общества в целом, иначе это общество есть воплощение лицемерия, пожираемое изнутри.
Я вижу равновесие демократичности и дисциплины в будущей пролетарской армию и силовых органа схожий с тем, что была у Советских Республик в первые восемнадцать лет, у тех Советских Республик, что не стали, как множество других в то же время, впадать в пацифизм или полупацифизм и в итоге были сожраны и утоплены в крови, у тех, что проявили жесткость, рационализм и способность к адаптации (в милиции все пункты те же самые, кроме специализированно-армейских, вроде структуры воинских формирований или срочной службы), выражающийся в следующих тезисах:
1) Армия должна быть призывной и только призывной, вместо контрактников - добровольцы, имеющие возможность продолжит службу на улучшенных условиях, женщины могут идти только добровольцами в особые части. Никак иначе не обеспечить её классовый характер, никак иначе её не сделать близкой к массам, никак иначе её не сделать несокрушимой мощью, способной поднять на знамя лозунг "Родина или смерть!".
2) Срочная служба должна проходить от года до двух, в зависимости от рода войск. Сборы обязательны.
3) Необходимо предоставить возможность молодым людям выбор: учиться или служить, необходимо иметь гуманные критерии по мобилизации в плане состояния здоровья, никакой позорной погони за призывниками по улицам, как это у нас сейчас в РФии, никакой мобилизации стариков, как сейчас в Украине. Но к совсем уж злостным уклонистам соответствующие меры.
4) Должна использоваться контратакующая доктрина, диктующая преимущественно оборонительной характер действий армии, но с возможностью быстрого реагирования, наступления и оказания помощи в т.ч. и в экспорте революции.
5) Исходя из предыдущего пункта следует упоминать, что должны функционировать, как мобильные группы войск, отдельные бригады особого реагирования, находящиеся в состоянии боевой готовности, так и механизмы мобилизации колонн резервистов плюс партизаны и ополчение, состоящее из гражданских, не проходившее службу по тем или иным причинам. То есть комбинированная тактика, позволяющая обескураживать и уничтожать противника со всех флагов.
6) Командование в целом осуществляется иерархично и централизованно, по принципу единоначалия, но с мощным коллегиальным моментом, от организованного РВС до местных органов.
7) Территориальная привязка к конкретной Республике есть, дабы сохранить боевой дух, но она не доминирующая т.е. командование осуществляется по специализированным стратегическим округам пролетарской властью и её штабными и пр. назначенцами.
8) Проверки в частях регулярные, но без предупреждения. Проверки как боевой готовности, так и соблюдения правил. Учения на усмотрение штабов и др. уполномоченных лиц.
9) При срочной службе боец получает политическую подготовку, базовую военную специальность, общее обучение, военные специальности делятся на солдатские учебки и вышки высшего комсостава, для которых необходим полноценный вуз с обучением. Командиров же среднего звена назначают из бойцов, прошедших соответствующую учебку. Активное использование военспецов.
10) Всяческая поддержка творческой, политической, интеллектуальной или иной полезной инициативы бойцов.
11) Никаких званий, никакого офицерья, только уполномоченные должности, возможно некое деление на высший комсостав и солдат по наличию справки об окончании учебки. Все в роте, дивизии, бригаде равны, едят в одной столовой, получают схожее по размеру жалование, подают пример и кроме как военного и тренировочного подчинения никакого своенравия, особенно рукоприкладства в отношении бойцов.
12) Строгое наказание за нарушение дисциплины, ослушание приказов, особенно во-время боя и уж тем более за дезертирство.
13) Наличие политических органов, следящих как за выполнением директив власти, так и за состоянием морального и умственного состояния бойцов. Комиссары назначаются и разделяют командование с краскомами.
14) Отсутствие выборности основного комсостава в силу указанных выше причин и назначение оных из части или вне её, если речь идет о высшем комсоставе, уполномоченными органами пролетарской власти или её назначенцами, но обязательное наличие небольшого солдатского контрольно-хозяйственного совета, наличие выборных технических должностей. Голос простых солдат должен быть услышан. В РККА помимо некоторых технических должностей, солдаты выбирали ротного из взводных, но как по мне - это лишнее, лучше предоставить выбирать комодов из тех, кто прошел проверку при замещении командирами в случае необходимости во-время боя. Или взводных при прохождении соответствующего курса.
15) При наличии невыполнимого или совсем уж невменяемого приказа бойцы оных выборных должностей/органов имеют право временно взять на себя командование до соответствующего расследования.
16) Ввести совещательные коллегиальные, преимущественно политические органы солдат и командиров, наподобие парткомов.
17) Ввести товарищеские суды. Разрешить вызов на по спарринги по единоборствам по единоборствам командира выше на одно звено.
18) Разрешить бойцам катать жалобы на командиров или сослуживцев, в случае наличия дедовщины.
19) Проходящие срочную службу должны получать пособие, разнящееся в зависимости от должности, но незначительно. Не такое высокое, как зарплата на производстве, но и не символичные десять копеек.
20) Тем, кто прошел срочную службу предоставлять серьезные льготы на гражданке, особенно в плане обучения, но при этом в силовые ведомства пускают и не отслуживших. Тех, кто прошел обучение в соответствии со специальностью направляют в нужную часть.
21) Часть и род войск, куда направляют призывника выбирается исходя из соображения военкомата и комендатуры, и из мнения и желания, если таковое имеется, бойца, решается голосование.
22) Разделить служебное и неслужебное время. Во-время службы и боец, и командир должен жить сугубо по уставу, любое его нарушение карается взысканием или трибуналом. В установленное свободное время, после вечернего построения, например, с разрешения комиссариата, предоставлять бойцам практически все возможности гражданской жизни. И осуществляться это должно отнюдь не раз в три месяца на человека, как увал.
23) Параллельно с обычными частями постепенно вводить некое подобие ЧОН'ов, прикрепленных к каким-то пролетарским органам управления, наследников красной гвардии, являющихся предтечей коммунистической армии с выборными командирами и пр. коммунистическими аспектами.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Далее тезисы, касающиеся силовых моментов в целом:
24) Разработать стратегию, материальную составляющую и проводить обучение среди гражданских по организации партизанских диверсионных и подпольных ячеек, действующих автономно на потенциально-оккупированных территориях.
25) Проводить всеобщее школьное (в старших классах) и вузовское обучение физическое, обучение основ тактики и обращения с оружием с выездом на стрельбища.
26) Больше открывать военных кафедр в т.ч. и при училищах, открыть их для девушек, убрать к чертям завышенные требования для них, "пиджак", прошедшей обучение на кафедре не получает преимуществ бойца армии, нерегулярно ездит на сборы, но не призывается.
27) Закрепить нарезное оружие за профсоюзными организациями на местах, осуществляющими рабочий контроль, особенно на предприятиях, но использование его лишь с санкции. Запрет на ношение нарезного оружия физическим лицам, ибо нефиг.
28) Массовое использование дружинников для контроля и помощи силовым ведомствам с выдачей им травматического, не смертельного оружия.
29) Освещение населения, не прошедшего военную службу, касательно тактики и стратегии ополчения.
30) И, разумеется, организация Чрезвычайной Комиссии, концентрирующей в себе всю полноту власти по ведению внешней и внутренней разведки и контрразведки, борьбе с контрреволюционной деятельностью и организацией силовых моментов революционной деятельности. Прикрепить её к партии.
Баста
|
</> |