Есть мнение
lot1959 — 23.06.2025

«Большая Авачинская Губа — Открытая и Закрыта малыя Петропавловскiя бухты. У Порта Петропавловскъ. /Камчатка/. 1903 г.»
Автор Симонов А.М. Хранится в Российском этнографическом музее.
Я раньше выставлял фотографии Симонова А.М. из коллекции Эрмитажа:
https://lot1959.livejournal.com/714722.html
и вроде не задумывался, а это фото натолкнуло на размышления.
Да, действительно инженер Симонов А.М. В 1902-1904 гг. работал на Камчатке.
И вполне возможно, что он снимал в это же время. Но...
Стал приглядываться к этой фотографии и смутные сомнения по датировке не оставляют меня.
Давайте рассмотрим фото повнимательней.

В центре композиции у складов РТКП ну очень знакомый пароход и снят он в знакомом ракурсе.

А видел я его в таком же ракурсе вот на этом снимке:

За ним британский минный крейсер «Порпес»
А он есть на снимке Симонова А.М.?
Похоже, что есть:

Вот он у складов в 1895 г.

Явно на фото Симонова военное судно под парусами (размер имеет значение, парусные коммерческие суда того времени были куда меньше). Но к 1903 г. все российские корветы и клипера перешли в разряд крейсеров и рангоут был срублен.
Соответственно и иностранные суда претерпели такие же изменения, кто пораньше, кто попозже.
Фото наших кораблей в Чифу в 1895 г. — Во время стоянки в Чифу был срублен рангоут на фок- и грот-мачтах, сняты стеньги и оставлено по одной рее, впоследствии мачты оборудовали «сухими» стеньгами.


Кто-нибудь заметит, мол у «Порпеса» на открытке практически рей нет.
Да, рей нет, но есть стеньги, значит реи спущены. А до того были подняты и крейсер под парусами зашёл во внешнюю гавань Петропавловского Порта.
«На рангоутных кораблях перед спуском флага опускались брам‑реи и
брам‑стеньги, а перед подъемом – поднимались. Это делалось на случай,
если ночью засвежеет ветер, чтобы мачты не представляли слишком
большой площади парусности и корабль не стал бы дрейфовать. Этот
маневр сохранился и до наших дней на отряде и проделывался каждый
вечер и утро. Благодаря частому повторению и тому, что он происходил
одновременно на всех кораблях, команды достигали большой виртуозности
и стремились перещеголять друг друга в быстроте выполнения.
Нормально весь маневр занимал 2–3 минуты...»
Гаральд Карлович Граф «Моряки»
Спускали рангоут и перед штормом, не только для снижения ЦТ, но для уменьшения давления ветра на верхний рангоут и такелаж.
В те времена были нередки случаи падения стеньг от размахов качки. Вместе с людьми на реях и марсах.
Перед ночью - чтобы в темноте не метаться по вантам и реям в случае шквала.


На этом фото «Якут» отошёл к песчаной отмели (кошке):

А вот фото целиком:

Верхнее фото сделано примерно с того же ракурса. Ясно,
что фотографии сделаны не в одно и то же время, может даже в разные дни.

Остаётся у нас третье судно:

Предположу, что это «Труженик», грузовой п/х, принадлежавший инженер-полковнику К. Н. Леопольду. С 1896 г. «Камчадал», транспортное судно Сибирской флотилии.
Перебирая фотографии дальневосточных судов того времени, обратил внимание, что только у «Труженика» была двухскатная крыша над ходовой рубкой.

Подпишем фото так:

Я не утверждаю, что верхнюю фотографию сделала А.П. Динесс, но сомневаюсь в авторстве А.М. Симонова.
Стойте, ведь помимо Динесс в 1895 г. на Камчатке снимал и Л. Штейнейгер.
Вот пожалуйста «Якут» с «Порпесом»:

Он прибыл на Камчатку на «Порпесе» и верхний снимок он сделать не мог, британский крейсер только входит в порт.
Теперь надо заново переписать подписи под этими двумя фото из коллекции Симонова А.М.


Чуть позже займусь.
|
|
</> |
Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров
Понятие оптимизма сложнее, чем кажется на первый взгляд
Жизнь опережает мечту
Дайджест новинок недели: Страстные отношения и последние дни короля
Утреннее
Как грамотно взять отпуск на стыке праздников, чтобы продлить его? Легальные
тоже не понимаю
Как живут настоящие миллионеры? Спойлер: совсем не так, как Вы думаете

