Есть ли в России университеты?


Российская система образования — это, без преувеличения будет сказано, уникальный феномен — если сравнивать его с западными аналогами.
Что же делает его уникальным? Его предназначение. Предлагаю разобраться в этом на контрасте с двумя разновидностями западных университетов на основе монографии представителя «школы Кордонского» Рустема Вахитова:⬇️
◾️ Гумбольдтовский исследовательский университет (модернистский) или ГИУ
◾️ Американский исследовательский университет (постмодернистский) или АИУ
Первый тип университета появился в эпоху Модерна в качестве замены средневековым университетам (доклассический университет).
Модернистский университет был задуман его создателями (Фихте, Шлейермахером, Гумбольдтом) как научное учреждение. Он отличается от узкоспециальных высших школ тем, что учит научному поиску. Причем речь уже не о средневековой науке, которая только хранит, классифицирует и комментирует освященные традицией знания, а о новой модернистской науке (образец которой — экспериментальное математизированное естествознание), которая не утверждает, что обладает истиной, а, напротив, утверждает, что ищет истину.
Второй тип, АИУ, появился в XX веке на американской почве. В нем сохранилась основная функция модернистского университета как генерация нового научного знания, но добавились некоторые новые, специфические для американской культуры особенности: воспитание членов гражданского общества и поддержание межрасового и межэтнического мира. И главная черта: в отличие от гумбольдтовской, АИС обладает правом на самоуправление, а ГИУ – нет; там преподаватели являются государственными служащими и сами университеты содержит государство.
|
</> |