Есть ли в России дети войны?
Александр Ольшанский — 10.02.2011Многим запомнился фильм Николая Губенко «Подранки». Он о детях войны, кто в малолетстве страдал от военного лихолетья, был ранен или искалечен, голодал, потерял родителей… Как правило, лет с десяти они работали на Победу в колхозах и совхозах, на заводах. «Нам в 43-м выдали медали и только в 45-м – паспорта» - писал поэт Юрий Воронов, который на станке точил снаряды в блокадном Ленинграде. После войны это поколение самоотверженно, не в пафосном смысле, а в истинном, восстанавливало народное хозяйство, осваивало целину и Сибирь. Все великие стройки, нефть и газ – подвиг поколения детей войны.
Когда началась война, мне было полтора года. Потом в анкетах, еле сдерживая ярость, указывал, что был на оккупированной территории. По мнению составителей анкеты, моя вина заключалась в том, что в возрасте двух лет меня, как и миллионы других детей, оставили на милость фашистам. Но я горжусь, что принадлежу к поколению «довоенного сукна» - романтичных и наивных бессеребренников, оставившим в истории Отечества самый созидательный и добрый след. Самому чистому в нравственном плане, но и самому обездоленному. В детстве – войной и послевоенным голодом, в конце жизни – лихими девяностыми, грабительскими реформами, жалкими пенсиями, нездоровьем в условиях коммерческого медбизнеса.
В Российской Федерации, увы, нет поколения детей войны. В жизни оно в наличии, не всё еще вымерло, а вот в законах – отсутствует. И все это на фоне проникновенно-покаянных речей власть предержащих о неоплатных долгах старшему поколению.
Вместо речей власти Украины еще в 2004 году приняли закон «О социальной защите детей войны» - http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2195-15. Он относит к этой категории граждан Украины, которым в день окончания второй мировой войны, 2 сентября 1945 года, не исполнилось 18 лет. Во многом дети войны приравнены к ее участникам. Имеют право лечиться в госпиталях инвалидов войны – ведь многие ребятишки были искалечены в ходе военных действий. Бесплатный проезд в городском транспорте, 100-процентая оплата больничных листов, льготы при увольнении и сокращении штатов, первоочередное предоставление земельных участков. На четверть для детей войны дешевле коммунальные услуги, установлена 30-процентная добавка к пенсии...
Как бы эти добавки пригодились моим сверстникам, еле сводящим концы с концами за счет недоедания и нелечения в условиях дикого роста цен! В результате раскручиваемой властями с помощью тарифов суперинфляции. Речь не обо мне, я инвалид второй группы и ветеран труда, а о тех, кто не был отмечен медалями и другими наградами, получает мизерную пенсию, особенно те, кто всю жизнь кормил народ. Мне за мое поколение обидно. И за ребятишек, пострадавших в ходе наведения конституционного порядка на Северном Кавказе. Сколько мальчишек и девчонок остались калеками, независимо от того, русскоязычные они или лица кавказских национальностей? Увечья и страдания национальностей не ведают.
Если Россия по Конституции является социальным государством, то оно должно быть, прежде всего, социально справедливым.