Есть ли у предметов душа?
Сообщество «В И З А Н Т И Я» — 28.06.2013«…Индейцы Северной и Южной Америки наделяли душевными качествами камни, деревья, реку, землю. Конечно, с высокомерной позиции современного «цивилизованно-образованного» человека подобное поведение предельно наивно и по-детски. Так ли это? Действительно ли предметы не имеют ничего, кроме физической структуры, материальной оболочки?
Если быть достаточно наблюдательным, то можно заметить, что многие дела или изделия, которые мы пытаемся произвести на свет, как-то не спешат даваться нам, сопротивляются что ли! Всякое явления, всякая вещь как бы имеет свою волю, преодолевать которую нам и приходится, когда мы вступаем с ними в контакт. Иными словами, всё обстоит на самом деле не так примитивно просто, как это пытаются представить нам господа материалисты и иже с ними! Особенно по отношению к неодушевлённым предметам. Конечно, легче всего списать на тёмное суеверие, подкреплённое «случайными совпадениями», те многочисленные факты, когда за каким-нибудь знаменитым драгоценным камнем тянется целый шлейф смертей и исковерканных людских судеб, или, когда за некоей известной картиной закрепилась дурная слава и т.п. Но факты эти присутствуют и никуда от них не уйти! Стоит только проследить за судьбой, скажем, исследователей пирамид или разорителей сокровищ ацтеков и майя! Да мало ли подобных примеров!
Иван Ильин в своё время написал: «За обставшими нас, «всегда безмолвными предметами» нам дано осязать незримое присутствие живой тайны; нам дано чуять веяние «нездешнего мира». …Что есть жизнь человека без этой живой глубины, без этой «осиянности и согретости» внутренним светом? Это — земное без Божественного; внешнее без внутреннего; видимость без сущности; оболочка, лишенная главного; пустой быт, бездыханный труп, повапленный гроб; суета, прах, пошлость …» (И.Ильин «О России. Три речи»).
Вспоминаю детство, коленопреклонённую свою бабушку, простоволосую, с уставшим, но каким-то торжественным, наполненным внутренней значимостью, лицом, перед сном подолгу кланявшуюся образам, осенявшую себя крестными знамениями, благодарившую Бога за прожитый, пусть и нелёгкий трудовой день. Лишь многими годами позже дошёл до ума, или, лучше сказать, проник в сердце тот великий смысл, то таинственное и божественное значение, какое придаёт русский человек всему, что его сопровождает, что сопутствует прохождению его жизни. Кто же из нас уедет в дальний путь, не присев «на дорожку»? Кто начнёт даже незначительное дело, не произнеся сакраментальное «С Богом!»? Какой отец или мать, пусть и мысленно, не благословит своих детей перед их выходом «в жизнь»?
Одним словом, у человека думающего и не отмахивающегося от фактов, к тому же, не спешащего твердить, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда!», факты эти зарождают некую уверенность в наличии души, своей воли, своей жизни (можно назвать, как угодно – положения это не изменит) даже у привычных повседневных явлений и неодушевлённых предметов. Скажем так, что за долгие годы предметы эти пропитываются аурой (духом) своих хозяев. Далеко, правда, не всегда этот самый дух вещи может пойти на пользу новому её обладателю. Отсюда, когда он пытается приладить их к себе, «приручить» – чувство дискомфорта, неуютности, а в особых случаях даже недомогания, болезни. И не только потому, что дух тот негативен, а по той причине, что у нового хозяина просто не та аура, к которой за предыдущие годы «службы» привыкла вещь. Она долго сопротивляется и не поддаётся новому для неё влиянию, новому «запаху». Вот почему мы часто неловко чувствуем себя в одежде с чужого плеча, в купленной отремонтированной и, казалось бы, такой, комфортной на первый взгляд, квартире! И это ещё при том, что предыдущие владельцы были людьми достойными, наделёнными положительными качествами! Что же говорить, когда те не такие, а, наоборот, злые, завистливые, недобрые! Конечно, можно понадеяться на здоровые силы организма, на те его резервы, которые выполняют защитные функции на таком тонком плане (есть, несомненно, и такие!). Но, вероятно, лучше не искушать судьбу и поостеречься от подобных влияний, ибо эти силы организма, увы, не беспредельны…»
|
</> |