"Есть ли этому конец", или О подмене смысла

Рассуждалка интересная. И тема интересная. Причем дело тут не только в фанфиках, но во всей масс-культуре, которая сейчас, как видно, тоже столкнулась с проблемой экзостенциального вакуума.
У Виктора Франкла попалась мысль о подмене смысла.
Изложу своими словами, цитату искать лень, мысль эту он во многих местах проводит.
В общем, в ситуации экзестенциального вакуума человек ищет, чем ту пустоту заполнить.
В современном обществе альтруизм, работа на благо человечества в целом или отдельных конкретных людей, служение и прочие такие действия, не нацеленные на личный успех, считаются глупостью или хитростью.
В общественной оценке многие альтруистические и просто нестяжательские действия приравниваются к попытке "выделиться", добиться успеха более простым и легким путем, чем тот, по которому идут все.
В голове обывателя накрепко засели, например, такие знаки равенства:
Занимается благотворительностью = лезет в политику, подкупает избирателя.
Занимается творчеством = хочет славы и денег, не работая, как все.
Жертвует на церковь = замаливает грехи.
Помогает близким людям = хочет получать психологические поглаживания (а то и ждет квартиру в наследство)...
И так далее, и тому подобное.
Мало того. Если "общественное мнение" не находит в действиях того или иного человека каких-то личных эгоистических целей, то оно, это общественное мнение, которое сегодня обожает использовать термины психоанализа, приходит к выводу, что кто-то из окружения манипулирует данным человеком, использует его, "вампирит" и так далее.
То есть получается, что сегодня весьма и весьма непросто найти экзестенциальный смысл, не рискуя оказаться в глазах общества или блаженненьким, дурачком, тюхой, которого все используют, или шибко хитрым интриганом, который имеет какие-то далеко идущие планы.
Конечно, для многих смысл их существования ограничен задачами биологического выживания и продолжения в потомстве. В принципе, это - самые счастливые люди. Но есть и те, кому мало конкретных биовыживательных задач. А "общественное мнение" приводит к тому, что те люди, которые чувствуют эксестенциальный вакуум, не могут понять, чего же им все-таки не хватает.
И вот тут возникает момент подмены смысла.
Берется какая-либо из биовыживательных задач и превращается в сверхзадачу, в нечто сверхзначимое.
Самый распространенный и известный пример - "заедание стресса". Люди, имеющие финансовую возможность есть больше, чем это нужно с точки зрения физиологии, едят - не просто едят, жрут - столько, что разжираются до 200-300 килограммов и потом начинают лечиться от всех сопуствующих ожирению болезней.
У них процесс еды (то есть процесс достижения простейшей биовыживательной задачи) компенсирует и отсутствие смысла существования, и повышенную тревожность, и много чего еще. Как говорилиа роскошная повариха-негритянка Жануария из "Рабыни Изауры": "Я не думаю, я ем!". Для рабыни позапрошлого века это была удачная стратегия, ведь многие ее соплеменники на плантациях погибали от голода и истощения. Но в условиях, когда еда доступна всем, эта стратегия стала порочной.
Обычного комфорта тоже уже мало - нужна роскошь. Отсюда - маниакальное стремление к покупкам новых, модных (но часто, по большому счету, нафиг никому не нужных) вещей, вся эта "айфономания" и так далее.
Главная особенность таких "подменных" смыслов в том, что они не дают полного удовлетворения. Физиологическая сытость не останавливает желание "съесть еще что-нибудь". Обладание вещами, достаточными для комфортной жизни, не останавливает шопоголика.
Попытка заполнить экзостенциальный вакуум не настоящим смыслом, а его суррогатом, созданным на основе биовыживательных потребностей, не может завершиться успехом. Пустота так и остается пустотой, голод не проходит, человек вынужден продолжать делать то, что делал...
Отсюда - то место, которое занял сегодня в массовой культуре секс.
Секс - одна из физиологических потребностей. Нормальных потребностей - когда занимает положенное ему место.
И - суррогат смысла, когда его пытаются объявить сверхцелью.
А ведь общество сегодня (с подачи Фрейда, но и не только) вынесло получение сексуального удовлетворения на уровень одного из основных смыслов жизни.
Сегодняшний девиз: "Жить, чтобы трахаться".
Все, что делает человек, он делает для того, чтобы иметь больше выбор партнеров для траха.
Если человек чем-то в жизни недоволен, то это потому, что у него - недотрах. Или трах, но недосточно качественный.
Секс - как самоцель, как смысл существования.
Понятно, что суррогат не способен заполнить пустоту. Секс не способен быть смыслом. Когда от него ждут смысла, а он его не дает, остается ощещение неудовлетворенности.
Но тогда общественное мнение говорит недовольному, что дело лишь в том, что секс у него - недостаточно качественный. Дескать, если бы был секс с самыми-самыми...
В результате просто секса уже мало.
Тот, кто выбрал для себя секс суррогатом смысла, начинает думать, что дело не в подмене, а в объекте. И ищет новый секс - с другим портнером, партнерами, в других формах и сочетаниях...
Дон Жуан, менявший любовниц чаще, чем нижнее белье, сегодня кажется невинным ягненком. Он волочился за женщинами... причем - только теми, которые были вроде и не против, вдовушками и замужними, готовыми наставить своим благоверным рога... ему не нужны были юноши, старушки, маленькие девочки и мальчики, а так же овцы, куры и прочий зоопарк. Да и формы секса он, видимо, выбирал вполне традиционные, без всяких дружных коллективов, наручников и прочих атрибутов сегодняшних "сексуальных игр". Сегодняшний же "свихнувшийся на сексе" готов перепробовать все во всех формах и видах в надежде, что "какой-нибудь особенный" секс принесет ему то удовлетворение, которое он ищет, при этом не понимая, что заполнить пустоту не может никакой секс.
Секс просто для этого не предназначен.
Та же ситуация отразилась и в фанфиках.
Просто эротика уже не удовлетворяет того, кто пытается заполнить пустоту существования чтением и написанием фанфиков. Нужно что-то "покруче"... "еще круче"... "еще"...
В отличие от реальности, которая ограничивает ищущего смысла в сексе и физиологически, и финансово, фантазию ничто не сдерживает.
И вот каждая новая "волна" становится все извращеннее и извращеннее, все дальше и дальше от реальной нормы.
А что дальше?
Видимо, то же, что и везде: вырождение и осознание обществом опасности "сексомании".
То, что слишком выходит за рамки нормы, начинает отталкивать и пугать.
Вкусно поесть - хорошо. Если еда приводит к тому, что человек превращается в обаятельную "пышечку" или отращивает на пузе "трудовую мозоль" - ничего страшного. Когда вес зашкаливает за две сотни килограммов - уже страшно, и в первую очередь тому, кто находил суррогат смысла в еде.
Европа и Америка уже подошли к тому рубежу, когда в общественном сознании (довольно инерционной штуке) "хорошая жизнь" перестала ассоциироваться с "возможностью не голодать, сытно есть каждый день, всегда". Теперь постепенно "хорошая жизнь" начинает ассоциироваться с занятиями спортом, стройностью, возможностью гулять и путешествовать... Когда-нибудь такое произойдет и во отношении секса. Идеалом станет не тот, кто перетрахал максимим в штуках, а тот, кто всю жизнь был счастлив с одним партнером...
Ну, а фанфики и вообще масс-культура - лишь зеркало общественного мнения...