Снова про пиратов... что будет, если...

топ 100 блогов skadi_omsk01.09.2013 Предположим, с пиратством справиться не удается. Что мы получив в итоге?
Для того, чтобы представить, что будет, имеет смысл посмотреть, что есть сегодня.
А сегодня в интернете лежит огромная масса текстов (сейчас я - только о текстах), которая четко делится на две группы:
- размещены авторами или с ведома авторов
- размещены сторонними лицами без ведома авторов.
Так же весь контент делится на платный и бесплатный.
То есть получаем четыре категории текстов:
1.размещены авторами или с ведома авторов бесплатно
2. перенесены или размещены после сканирования с бумаги без ведома автора на бесплатный сайт ("классическое" или "старое" пиратство как романтическая борьба за доступность информации) без ведома автора
3. размещены авторам или с ведома авторов для продажи (платных скачек)
4. размещены без ведома авторов для продажи или иного получения прибыли.
Есть еще классика, но сейчас не о ней.
Итак, интересны прежде всего мотивы, заставляющие размещать текст в сети.
Они разные в каждой из категорий.
1. Потребность в признании и в самовыражении. Нормальные такие потребности с точки зрения "пирамиды Маслоу", достаточно высокие.
2. Потребность в признании при условии отсутствия таланта. Тоже нормально.
3. Желание получить адекватную оплату своего труда. Нормально, но потребность эта уже ниже по "пирамиде Маслоу", относится к базовым потребностям выживания.
4. Желание получить доход, не имея ни таланта, ни желания трудиться. Не нормально, преступно.
Теперь представим, что все население поголовно обзавелось "читалками", и "бумажная" книга осталась только в роли сувенира, эстетической или статусной ценности и так далее. Ну, примерно как сейчас - дорогая посуда. Поесть можно и из платстика, но "для души" покупается что-то красивое. То есть главная функция книги - носитель информации - становится второстепенной, а главной становится какая-то другая функция - например, удовлетворять эстетические потребности.
Итак, что мы в этом случае получаем?
ВСЕ население скачивает книги из сети. Даже тетя Мотя из продмага качает любимую Шилову на розАвинький "андроид".
Качает или платно, или бесплатно.
И вот тут - интересный момент. Чем "продвинутее" юзер, тем больше у него возможностей качать бесплатно. Дело в форматах. Кто-то способен перевести файл txt в тот формат, который нужен его читалке, кто-то - нет. "Тети Моти", скорее всего, будут качать платно. Компьютерные задроты - бесплатно. То есть плата, по сути, будет браться не за текст, а за работу программиста, сделавшего удобной скачку в нужном формате.
Это - ситуация с точки зрения читателя.
А какой она будет с точки зрения писателя?
И вот тут - интересно.
"Бумажные" издательства в конце концов поймут, что имеет смысл платить гонорары только тем авторам, которых можно издать в "подарочном" формате. К сожалению для нас, литераторов, самыми востребованными могут стать не художественные произведения, а какие-нибудь путевые заметки или что-то в этом роде. Тот же Шпиленок, который тут, в ЖЖ. Его альбом я куплю и за полштуки... Кстати, вполне вероятно, что в этом случае "бумажная" книга будет продаваться в основном как "печать по требованию".
Вторая категория авторов, которой будет смысл платить, - это авторы для "тетьМоть". Женский роман вечен! Ну, может, какое-то время электронные издательства будут подкармливать еще авторов иронических детективов и ЖЮФ. Молоденькие блАндинки порой в компьютерах тупее, чем "тетьМоти".
А остальные?
А остальные останутся ни с чем. Понятие гонорара в отношении художественной литературы станет чем-то из разряда мифа.
В результате значительная часть писателей просто... перестанет писать. Потребность в самовыражении, в признании - это, конечно, важно. Но кушать хочется каждый день.
Писательство превратится в чистое хобби. Хочу - пишу. Не хочу - не пишу. Хобби, конечно, массовое. Но - хобби. Впрочем, львиная доля контента в сети и сегодня производится теми, кто расценивает писательство как хобби.
И вот тут имеет смысл посмотреть на то, как структурируются хобби-сообщества (от дворового футбола до клубов декоративного собаководства). И вообще - что человек имеет от хобби?
- Удовольствие от самого процесса занятия тем или иным делом
- Признание, получение статуса.
Первое в отношении литературы понятно. Второе достигается участием в различных конкурсах-состязаниях, активным общением, помощью новичкам и так далее. И - признанием со стороны читателей.
То есть сетевая литература четко разделится на две группы.
Одна - для читателей. Правда, из-за того, что финансовой ответственности перед читателями не будет, авторы будут писать только до тех пор, пока им самим это будет интересно. Надоест - читатели так и не узнают, чем закончилась история. Или тогда читателям придется научиться быть очень комплиментарными в отношении авторов. Ведь единственная "валюта" тут - "чмоки и лайки".
Вторая группа - "для своих", для писателей. Состязание в уровне мастерства, демонстрация того, что может автор.
И вот тут опять возникает интересный момент.
Литература - не просто искусство, но еще и носитель мировоззренческой информации. Литература и идеология связаны неразрывно. Это музыка может быть "безыдейной". Или, скажем, живопись. Березки - они березки при любом строе и правительстве. А в литературе идеология есть всегда, даже когда автор осмысленно бежит от любых идей - получается идеология индивидуализма...
Любой автор, хочет он того или не хочет, транслирует свое мировоззрение читателю.
В итоге получается огрмный массив авторов и текстов, в котором довольно просто отследить лидеров. Причем лидеров, в создании которых нет ни грамма какого-то "внешнего" влияния.
Есть авторы, которых читают читатели.
Есть авторы, которых признают большими мастерами их коллеги.
Эти два множества вполне могут пересекаться: популярный не означает "плохо пишущий".
Выявляется некое количество авторов, которые лидируют и у читателей, и у коллег.
Но дохода от своего хобби они не получают ни копейки, и есть риск, что в любой момент, когда изменятся их жизненные обстоятельства, они перестанут писать. К тому же талантливый человек обычно талантлив во многом, и хороший писатель легко становится хорошим сценаристом, публицистом, хроникером и так далее. Не каждый, но многие. Кстати, видимо, в сети среди лидеров будет вестись вербовка "литсотрудников" для выполнения тех или иных работ, где умение хорошо писать - одно из главных требований к работнику.
И на создание художественных текстов уже нет ни времени, ни сил.
Так что делать?
А вот тут в игру вступает ЕЕ Величество Идеология.
Что мешает тем или иным идеологическим структурам "отследить" близких по духу авторов и начать их спонсировать?
Формы могут быть разные - от конкурса рукописей определенного направления (например, христианского романа) до предложения ведения колонки в каком-нибудь издании. Или, скажем, такая вполне цивилизованная форма поощрения, как грант "за близкую идеологию"...
Автора начинают "подкармливать". При этом у него не возникает внутреннего сопротивления - от него же не требуют писать так, как он не хочет. От него требуют просто... писать. Не бросать писать, писать то, что писал...
Интерес идеологической структуры - добиться, чтобы тексты, причем талантливые, яркие, регулярно появлялись в сети, и чтобы у них был читатель. А автор... автор получает не просто признание, но и возможность не отвлекаться на решение проблем выживания.
Ну а пираты... "честные" пираты никуда не исчезнут, будут продолжать за бесплатно растаскивать по сотням сайтов те тексты, которые проплачены идеологическими структурами. То есть, по сути, работать на эти структуры, сами того не подозревая.
А те, кто собирается нагреть руки на воровстве... те в конце концов обнаружат, что они нафиг никому не нужны, кроме "тетьМоть". И вот тогда их конкуренты - законные продавцы - их без труда прихлопнут юридически....
В общем, господа писатели, думаю, что скоро с нас потребуют продавать не текты - тексты перестанут быть товаром, а душу. Так, как это было не так давно. Или ты соответствуешь запросам той идеологической структуры, которая проявила к тебе интерес, или... продолжай развлекаться ради собственного удовольствия. Душить тебя никто не будет. Но и поощрять - тоже.
Жизнь в реале - слишком хороший инструмент для того, чтобы придушить излишнюю активность тех, кому не захотят платить.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Этот вопрос живо интересует читателей нашего сообщества, в связи со скорым отъездом Комуро Кея , жениха японской принцессы Акишино-но-мия Мако , в США. Целых три года Кей будет учиться в Фордемском университете и проходить стажировку в одной из юридических фирм штата Нью-Йорк. ...
Первый пост,прошу прощения,если что-то сделала не так.Я старалась,так что сильно не ругайтесь. Общей темы поста нет,просто нямки с горячо любимого мной сэйсэвэна. Начнем с дважды жаренных сосисок.Даже местные хозяюшки пожалели блестюшечек ...
Финским  и российским чиновникам следовало бы срочно задуматься об обновлении  правил, регулирующих пересечение российско-финской границы, - пишет  финское издание Илта-Саномат . В то же время эпидемиологическая ситуация говорит о том, что для туристов граница не ...
К моему из прошлой записи: "украинское совершенно беспардонное враньё ("реальности соответствуют разве что топографические названия") воспринимается всё же благосклоннее, чем в целом правдивая (разве что гипертрофированная до крайности) российская пропагандистская версия происходящего" - ...
Редакция интернет-издания "Ридус" опубликовала памфлет, призывающий меня к ответу. Каждая строчка публикации - наслаждение. "Ридус" готов оказать всю необходимую юридическую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и их потомкам, которые захотят подать в суд на дизайнера Артемия ...