Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Шпагат как показатель растяжки в классическом балете появился лишь в 20-е годы ХХ века. Раньше считалось неприличиным поднимать ногу выше 90 градусов, да так, чтобы было видно исподнее. Со временем исподнее стало красивым, купальник более-менее прочно утвердился в гардеробе, поэтому поднимать ногу выше 90 градусов, не оскорбляя ничью нравственность стало возможно.
Особенно полюбил шпагаты Федор Лопухов, рьяный новатор и идейный вдохновитель советского революционного балета. В помощь ему было бурное развитие акробатики, которую он взял на строгий учет. Его постановки рвали шаблоны, а главной провокацией было использование шпагата. Правда, шпагат Лопухов вставлял не для того, чтобы пометить лодку или машину как это делает госпожа Волочкова, но для создания художественного образа. Так, в балете "Ледяная дева" (1927) главная героиня - загадочная лесная владычица - танцевала вариацию, в которой пластическим лейтмотивом был шпагат. "Танцовщица распластывалась в шпагате, затем сгибала поочередно ноги, как бы свертываясь в клубок на полу, поднималась и опускалась на шпагат снова. В вариации была резкость, острота, нечто леденящее, сверкающее, фантастичность".
![Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова](/images/main/esli-v-balete-delayut-shpagat-to-eto-ne-vsegda-volochkova-60e2dc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bloha_v_svitere/46992693/534443/534443_900.jpg)
Через 2 года упорных тренировок, в 1929 году, уже вся труппа бодро делала шпагаты и крутила колеса. Этим умением не преминул воспользоваться все тот же Лопухов в балете "Щелкунчик", который в одной из рецензий назвали "апофеоз шпагата". Шпагаты и колеса делали все подряд, и солисты, и кордебалет. В адажио балерина держала рукой пятку поднятой ноги, а партнер, сидя на полу, поворачивал ее опорную ногу. А в момент музыкальной кульминации адажио четыре кавалера поднимали балерину в позе шпагата, держа ее за ноги, затем, оставаясь в той же позе, она опускалась вниз головой... В общем, Лопухова заклеймили "формалистом", а это был серьезный приговор. Он испугался. И шпагатов больше делать не заставлял. Шпагат остался лишь в прыжках или как элемент комического или гротескного танца.
Шпагат в балете реабилитировали лишь в начале 1960-х годов. Опять постарался Лопухов, но на этот раз он подстраховался, и шпагат обрушил через своего ученика Юрия Григоровича. Лопухов поддерживал талантливую молодежь и рассказывал им каким он был прогрессивным в 1920-х годах, ученики прониклись, и в годы оттепели ввернули шпагат в хореографию. В 1961 году Григорович поставил балет "Легенда о любви", где шпагат был главной художественным художественным приемом. А балет еще и о сексе и страсти рассказывал в очень красивой форме. Сколько там шпагатов и с какими оттенками возникало - просто не перечесть! Ферхад и Ширин в любовном дуэте вообще не разнимали рук, и на кульминацию балерина раскрывала широко ноги (о, ужас!) головой вниз (привет из "Щелкунчика"-1929!):
![Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова](/images/main/esli-v-balete-delayut-shpagat-to-eto-ne-vsegda-volochkova-673a87.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bloha_v_svitere/46992693/534713/534713_900.jpg)
Но главный скандал поджидал всех в третьем акте, в сцене видений главной "черной" героини Мехменэ-Бану. Царица заплатила собственной красотой за жизнь сестры (вот той, беленькой, что вниз головой), и обе влюбились в одного мужика (тот, что отвечает взаимностью беленькой). Несчастной царице остается только мечтать, и в этих мечтаних она доводит себя до
Тов. Шубникова. … Следует сказать, что много нового и интересного в хореографии, но в некоторых местах применяется акробатика, что не всегда оправдывается. Очень интересен дуэт Ширин и Ферхада во 2-м акте, но зачем здесь нужен шпагат – непонятно. В финале у Зубковской это получилось лучше.
Тов. Дудинская. Ширин – нежная, молодая, при второй встрече с любимым, все адажио исполняет верхом на кавалере – это мне непонятно. Язык для Ширин должен быть другой, чем для Мехменэ Бану. Нужно иметь очень красивые ноги, чтобы делать шпагат вверх ногами. Это не очень идет к нашим исполнительницам.
Тов. Кривуля Н.И. Мне хочется сказать о некоторых моментах спектакля – это о трюкачестве или акробатике. За счет того, что артист находится в напряжении – как бы выполнить трудное движение, он уходит от образа. Получается движение ради движения. Я имею в виду шпагат. Это особенно небрежно делала сегодня Зубковская. …
Тов. Колпакова. Здесь говорили о шпагате, но меня как исполнительницу это нисколько не шокирует. Может быть, следует мне еще поработать над этим, но это ни в коем случае не может быть поставлено в упрек Григоровичу.
Тов. Сергеев. … Но здесь правильно говорили товарищи, что некоторые приемы в спектакле акробатического толка. Шпагат вниз головой – это форма приемлемая, но в спектакле этот прием ничем не оправдан. Мне кажется, что это более шокирует в исполнении Мехменэ Бану, у которой черное трико.
А вот вам еще одна история о шпагате, драматическая и, я бы сказала, патриотическая, хотя это слово нынче изрядно заплевано и обесценено. Я сейчас готовлю лекцию "Балет в Ленинграде во время блокады", и прочитала воспоминания Костровицкой, она была солистка театра, потом долгие годы преподавала в Ленинградском хореографическом училище, и была одним из лучших педагогов.
![Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова](/images/main/esli-v-balete-delayut-shpagat-to-eto-ne-vsegda-volochkova-ded95a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bloha_v_svitere/46992693/534948/534948_900.jpg)
Во время войны она не успела эвакуироваться, ну а дальше... Голодная зима 1941-1942, единственная возможность спастись от лютой смерти - идти в танцевальный ансамбль, который выступает на передовой для поднятия боевого духа. За него дают рабочую карточку, а после выступления, если повезет, еще и фронтовым обедом покормят. И вот Вера Костровицкая собирает последние силы, чтобы получить эту работу, сочиняет небольшой танцевальный номер, а номера требовались исключительно оптимистические, это значит, танец должен быть энергичным, идти в быстром темпе. А что такое быстрый темп для истощенных людей?.. Вот как описывает это выступление Костровицкая: "Поставила русский лубок, совсем легкий, смешной. Танца в нем, в сущности, не было, притоптывания и мимические трюки. В конце номера, чтобы показать хоть какую-нибудь профессиональность, садилась на шпагат (больше я ничего не могла сделать, ибо вообще-то едва двигалась). Подняться со шпагата было очень тяжело, и всякий раз я нарочно «обыгрывала» этот момент. Гримасничала, корчилась, пыхтела. Публика смеялась, не понимая, что я по-настоящему страдаю и трюки мои вынужденные"...
Это лишь небольшая часть примеров, в которых шпагат в балете - это всегда вызов и художественная задумка.
А то, что делает Волочкова, к искусству не имеет никакого отношения, равно как и эти "шпагаты" - к балету. Это просто зазывной фон.
![Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова Если в балете делают шпагат, то это не всегда Волочкова](/images/main/esli-v-balete-delayut-shpagat-to-eto-ne-vsegda-volochkova-0ef9b5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bloha_v_svitere/46992693/535257/535257_900.jpg)
P.s. О, нашла в своем архиве письма возмущенных поклонниц Волочковой, которые они мне писали в ответ на мои критические высказывания в адрес этой, так сказать, балерины, в далеком 1997 году... Да, еще в далеком 1997 году я посмела утверждать, что к балету эта дама не имеет никакого отношения. Надо бы их опубликовать.
|
</> |