Еще раз о трансгендерности и феминизме (часть I)
femunity — 22.10.2014
После прокатившихся по ЖЖ постов о трансгендерности кое-какие
моменты хочу подытожить, а заодно переформулировать простыми
словами те вещи, которые сейчас так любят витиевато излагать
представители транс-квир-культуры, выдавая это жуткое варево
последствий третьей волны за феминизм новейшего розлива.Данный цикл посвящен социальным процессам, которые движут мужчинами, которые штурмуют женские пространства с требованиями признать их женщинами и "впустить в феминизм".
Как делается гендер
Гендер – это прежде всего, это искусственный конструкт, регламентирующий социальную роль человека, какой она в соответствии с биологическим полом должна быть (а социально признаваемых биологических пола исторически у нас всего два, плюс небольшая горстка интерсексуалов, которых общество на коммуникативном уровне не признавало и не признает как отдельный пол). Отсюда – и гендера всего ДВА, два взаимодополнительных элемента связанных в единую систему гендерного угнетения: угнетаемый – женский гендер, и угнетающий – мужской. Промежуточных вариантов в этой системе нет.
Гендерные системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Никаких переходных вариантов между гендерами общество не предусматривает, либо ты – господин, и тебя с момента рождения воспринимают и воспитывают как господина, надежду и опору семьи, свободного человека и т.д., либо ты – обслуживающий персонал для господина, и все воспитание затачивается под то, чтоб ты впоследствии соглашалась с репродуктивной и сексуальной эксплуатацией, считая, что это – самая желанная и «предназначенная самой природой» стезя.
Касты господ и рабынь формируются прямо с рождения, исключений тут минимум, и исторически так сложилось, что они делаются родителями намеренно, обычно в угоду имеющимся гендерным традициям (1, 2, 3, 4)- кстати, в этих примерах хороши видно, что гендер – это совершенно социальная песня, ничего природного в нем нет). В обычной же, среднестатистической семье гендер - это тот фильтр, через который родители начинают видеть своего ребёнка порой ещё до рождения, прямо после ознакомления с результатами УЗИ, это отношение и ожидания, внушаемые ребенку воспитывающими фигурами буквально с момента появления на свет. И не нужно придумывать, что кто-то из нас свободен от этого фильтра, таких практически нет.
Предвидя возмущение в рядах тех, кто считает себя трансгендерами, агендерами, гендерквирами и т.д., предлагаю задать себе вопрос – верите ли вы, что ваши родители, воспитывая вас, были не в курсе, какого вы пола? Вот и я сомневаюсь, что они были не в курсе. А когда человеку известно, какого пола его ребенок, то все остальное психика родителя делает в бессознательном режиме: нам говорят, что перед нами женщина - и мы сходу относимся к ней, как к женщине, говорят, что мужчина - и мы относимся к нему так, как положено в обществе относиться к мужчине. Это достаточно примитивный (а потому сложно корректируемый и совершенно неотменяемый) детский опыт человека, когда ребенок в младенчестве интуитивно усваивал разницу между мамой и папой, либо мамой и какими-то еще мужскими фигурами, которые он неизбежно впоследствии встретил, и в подкорку ребенка в результате записывалось все то, что потом послужит формированию его последующих ожиданий от мужчин и женщин. От этого опыта никто не избавлен, так или иначе он есть у всех. Поскольку живем мы все еще в патриархальном обществе, и других моделей социализации по сей день не изобретено.
Возможны ли би-гендерность, квир-гендерность и прочая много-гендертность?
Возможны, только если только мы условимся считать, что это – группы людей, которых не устраивает свой гендер. И - ВСЕ, это – единственное отличие этих людей от всех прочих. Больше ничем они от нас не разнятся (за малым исключением людей психически-нарушенных, у которых, действительно, могут быть разные гендерные идентичности, но это уже диагнозы). Все мифы про «выбираемые/внезапно осознанные идентичности» - это лишь попытки сделать отрицание гендера более социально приемлемым, обосновать его некой серьезной «природной» или «психологической» причиной.
Для простоты понимания это можно описать так. Гендер - это социальное ожидание от человека, как именно он должен вести себя в обществе, усвоенное и принятое конкретным человеком. И самому человеку этот факт ожиданий обществом от него определенного поведения может нравиться (или приниматься) либо не нравиться (категорически не приниматься). При этом, кроме отношения принимается/не принимается может быть градация: не принимается идея ожидания общества вообще, как таковая, либо - не принимается именно идея данного гендера, (а вот на противоположный вариант по каким-то своим причинам индивид вполне согласен).
При полном неприятии самого факта общественной регламентации своего поведения человек может объявить себя агендером или заявить, что гендеров для него не существует, или начать бороться с гендерными стереотипами (признавая, что такое явление, как гендер, в обществе все-таки есть и лично он/она с этим не согласны).
Во втором случае, когда сама идея гендеров признаётся (либо просто лежит в области слепого пятна, и оттого считается "естественной") но при этом собственный гендер не нравиться (либо демонстративный уход от гендера данный человек видит более выгодной стратегией социализации), то мы имеем в итоге все то, что сейчас принято называть трансгендерностью.
Зачем же тогда транссексуальным мужчинам понадобилось столько названий – би-, квир-, транс-? Затем, чтоб создать вокруг данного явления ареол исключительности и общественного притяжения, переведя вопрос борьбы за обладание женским ресурсом из сферы борьбы с конкурирующими мужчинами в сферу взаимодействия с женщинами. Это – тот самый обходной путь, который в итоге оказался короче. В последующих частях я подробно разберу механизмы, как именно это работает в случае мужчин, требующих считать себя женщинами (обратный случай, FtT, в данном цикле разбираться не будет, ввиду совершенно отдельной проблематики и объемности данной темы).
PS: Процесс обсуждения здесь, в соо получился удивительно наглядным - в женское пространство приходят трансы и трансозащитники, и никого из них не волнует положение женщин в описываемой ситуации, что чувствуют женщины, как они видят эту проблематику, почему реагируют именно так. Идея трансов и трансозащитников сводится лишь к одному: мы правы, поэтому мы хотели плевать на женское мнение. И далее - обесценивание и обвинения в трансофобии на полсотни комментариев (только по причине несогласия с их мнением), что очень убедительно показывает, как выглядит ситуация в фем-пространствах на данном этапе.
Продолжение следует
|
|
</> |
Как Strive помогает внедрять OKR и повышать вовлеченность сотрудников
Prinsjesdag 2025
Триумфальная арка — 2
Многозондовый зонд «Пионер Венера», также известный как «Пионер Венера-2» или
Всё перемелется
Интересный маршрут для прогулки по Коломне. Изучаем коломенский Посад
Эх-ма, хохлома
Восеньскiя шчупакi
Краски осени в Ботаническом саду

