Еще немного про 90-е


Еще раз подокапываюсь к перловке от Костюченко, а то мне кажется, что кто-то не понял сути претензий. Никто, разве что кроме Ксюши Собчак какой-нибудь и ей подобных, не отрицает, что в 90-х была жопа. Вопрос во всех этих офигительных деталях. Например, то что они собирали грибы в черте города и это прямо подчеркнуто в тексте (ну серьезно, Ярославль был в блокаде, так почему они не могли выехать куда-то и собирать там?). Что ее изумила женщина, которая перевозит перловку мешками, типа не страшно ли ей? А людям, которые перегоняли машины через страну в 90-е или ездили челноками, везя в знаменитой клетчатой сумке не перловку, а товары на все деньги, которые у них были (это хорошо если только на их деньги, а то могли еще и на взятые в долг), не страшно ли было? У них же могли эти ценности отжать бандиты, а то и просто убить. Что, кстати, регулярно и происходило. А тут получается, что перевозить мешки перловки в городском троллейбусе было очень опасным занятием.
Мне уже написали, что Елена — хороший человек. Может быть, но она не помнит или не знает 90-е, а такие надрывные гиперболизированные рассказы про перловку и цингу никак не приближают к пониманию произошедшего. В них же 90-е представлены каким-то совершенно сатанинским явлением, не имеющим аналогов в истории. А ведь это не так. Большая часть населения страны не жила в концлагере. Была частная собственность, была рыночная экономика, был класс богатых и сверхбогатых, которых обслуживали люди победнее, а от них тонкими струйками деньги перетекали к населению. Елена, увы, нам описывает ситуацию так, как будто все было представлено двумя полюсами, где на одном конце собирают перловку с обочины, а на другом — Березовский, Ходорковский, Абрамович и прочие. Да, это хреновый карьерный трек, когда ты был инженером в НИИ, а стал челноком или охранником стоянки, но большая часть людей выживали, в массе не голодали и кормили семьи. Те же челноки возили товары вовсе не для олигархов, выращивали картошку не для олигархов, многочисленные ларьки, шалманы, вещевые рынки — это тоже не для олигархов. Они пишет, что мать была учительницей. Так я не знаю ни одной учительницы, которая бы в то время не подрабатывала репетиторством. А сегодняшняя мать-одиночка, работающая в школе, с двумя маленькими детьми, как, нормально жить будет в регионе со средней учительской зарплатой в 24 т.р.?
Присвоение чужой (государственной) собственности в таких масштабах — это действительно беспрецедентно, а в остальном отцы российского капитализма ничуть не врали. Они сделали ровно то, что обещали — построили самый обычный капитализм (периферийного типа, но кто же о таком тогда думал?). Да, форсированными темпами, но по всем канонам и гайдлайнам. Именно так выглядит стандартный капитализм, характерный для стран «третьего мира» — большой разрыв между богатыми и бедными, коррупция, сырьевая экономика, бесправие населения, использование страны как рынка сбыта. И фашизируются такие страны на раз-два. Многие советские и постсоветские люди же позабыли, что еще в пору Холодной войны весь капиталистический мир был поделен на две неравные части. Первая — это богатые развитые страны (Западная Европа, США, Япония, Австралия). Ну вторая — все остальные, где творился форменный мрак и апокалипсис. Индия с бездомными в трущобами и кастовой системой, которая была так похожа на творчество известного австрийского художника. Африка со своими вспышками реального голода даже в 21 веке, одиозными диктаторами вроде Бокасса и геноцидами (см. пример Руанды). Латинская Америка — не могу вспомнить ни одной страны без хунты в истории. Гаити — голод, Дювалье, тонтон-макуты. Греция — «черные полковники». Южная Корея, Иран, Ирак, Испания, ну и так далее. Немного чуть выправилось разве что к началу 21 века, да и то, как мы видим, не везде и ненадолго. Куда ни ткни пальцем, всюду увидишь историю голода, войн, экономического неравенства, диктатуры, нищеты и бесправия. Так что ничего особенно странного не произошло, просто в 90-е Россия встала на капиталистические рельсы и поехала на них в закономерном направлении. Вот и все. А кто-то думал, что капитализм — это только про Швейцарию?