Эрте в Петербурге — картинки с выставки

Как я люблю подобные случайности: вдруг в Фейсбуке мелькнула реклама выставки «Эрте — Блистательный мир ART DECO» — как раз в эти дни! Я тут же дрожащим пальцем ткнула на ссылку, а следом ноги в руки — и на Невский, 54, в антикварную галерею «Петербург».
Я могу долго зависать над тонкописью художника, над обилием ювелирной проработки деталей в его работах, не переставая восхищаться его необычным виденьем мира, его образами и ассоциациями. Это какой-то рай, где фантазия, красота и изящество получили вечное гражданство...

Роман Петрович Тыртов (Эрте) прожил большую жизнь — полных 97 лет (23.11.1892-21.04.1990). Поразительно, что до последнего дыхания он творил. На выставке множество работ 1988-1990 годов, а он умер 21 апреля 1990 года: создавал скульптуры, вдруг заболел в начале 90-го года в Танзании, вернулся в Париж и умер. Чтоб мы так жили))
Художник работал в графике и скульптуре, дизайне и сценографии, в моде и кинематографе («Бен Гур», «Dance madness» и др.).
Тыртов родился в Петербурге, в дворянской семье. Профессионального художественного образования не получил, но занимался частным образом с учеником Ильи Репина, другими художниками. Широко интересуясь разными видами искусства, брал балетные уроки у дочери Мариуса Петипа Марии, исполнявшей характерные партии в Мариинском театре. Тыртов начал свой самостоятельный путь в Париже модельером в салоне знаменитого кутюрье того времени Поля Пуаре. Подключившись к созданию обложек для журналов «Harper's Bazаar» и «Vogue», Роман Петрович, взявший псевдоним Эрте вместо не произносимой в Европе фамилии (и чтобы «не позорить» семейную фамилию), сделал для них в общей сложности 2500 эскизов. Его обложки превратились в особый вид искусства. В 20-е годы он также создавал костюмы для Анны Павловой, Мата Хари (спектакль«Ренессанс»), актрисы Лилиан Гиш и др. Позднее создавал декорации и костюмы для спектаклей Гранд Опера, театра Сары Бернар, кабаре «Фоли Бержер», «Лидо» и ревю Бродвея, оперных театров Лондона и Чикаго.

В 1970-е годы Эрте стал экспериментировать с материалами, фактурами, техниками — так родились представленные на нынешней выставке сериографии с тиснением фольгой и «ожившие рисунки» — скульптуры из бронзы с патинированием, росписью эмалевыми красами и золочением.
Сразу хочу повиниться, что фотографировать застеклённые сериографии и эскизы было очень сложно из-за отражений и бликов. Я клонилась, как Пизанская башня, становилась на высокие полупальцы и припадала в деми-плие, но предательские отражения изгнать не удалось...






Ниже видны детали техники сериографии с тиснением фольгой:



Ниже — 4 фигуры, олицетворяющие утро, день, вечер, ночь:

Меня совершенно покорило, что платье ночи состоит из лирической пары — конечно, ночь — время любви)







Следующий эскиз меня заворожил своей загадкой: женщина ли стоит у окна, сатир ли сходит с картины к томной красавице...

А это — «Русская сказка», сериография по эскизу для обложки «Харперс Базар», ноябрь 1923:

В Париже в 1923 году, наверное, можно было так вольно парить в своих фантазиях, а реальность в советской России в это время была отнюдь не сказочной...









А вот пример, как из сериографии рождается скульптура:


Ниже — скульптурные фигурки.














|
</> |