Эрролл Гарнер - человек, поймавший Арта Тейтума за хвост.


Дорогие читатели - чтобы вы поняли - о чём в этом рассказике пойдёт речь Китиша предлагает вам посмотреть один из двух самых любимых фильмов моей жены Розы "1900" - https://vk.com/video-184447514_456246259 и https://en.wikipedia.org/wiki/The_Legend_of_1900 ; второй её любимый фильм это "Запах женщины" с Аль Пачино. Фильм "1900" поможет вам осознать глубину драмы длиною в жизнь - которой была жизнь Эрролла Гарнера - это очень весёлая драма, но драма. "1900" - итальянское кино, снятое в Одессе, Украина - очень британский, я бы сказал английский по духу киношедевр. История вот какая - некая ирландская дама, отправившаяся по всем фёрстистским законам покорять Америку - выбросила на борту английского пароходика RMS "Virginian" младенца. Команда судна тут же его усыновила. В возрасте четырёх лет мальчик, откормленый чернокожими тётушками с кухни подобно тому как кубинка тётя Роза выкормила грудью Китишу - пацан находит в кают-компании "Стейнвей" !!! Изучив находку мальчик учится играть на рояле - и становится виртуозным пианистом. Играет этого человека Тим Ротт - и поскольку у него нет имени а мистер Ротт вложил в эту роль всю свою душу; многие считают что это лучшая роль Тима Ротта - я буду называть его Тимом Роттом. Итак - Тим Ротт не только развлекает пассажиров "Виргинца" - а это и эмигранты из Европы, и богатые американцы, отправляющиеся гулять по Парижу и проигрывать миллионы в Монте Карло, и американские и канадские солдатики во время Первой Мировой и Второй Мировой войн; но и быстро становится предметом внимания величайших джазменов. Джазмены обнаруживают - Ротт с парохода владеет настолько сложной техникой исполнения что играет лучше их всех !!! Музыканты начинают покупать на "Вирджинца" билеты чтобы поиграть с Тимом Роттом - пароход становится обьектом настоящего паломничества - джазовые пианисты устраивают поединки с Роттом, музыкальные "баттЫлы", в которых Ротт всегда выходит победителем по технике. Однако играет мистер Ротт довольно бездушно - механистически. И вот после Второй Мировой пароход "Вигринец" отправляют в Клайд для разделки на металл - но Ротт вцепился в пароход как кот - и отказывается его покидать !!! Британская компания, купившая "Виргинца" как металлолом, находит друга Ротта - трубача Макса Туни, американца - чтобы тот уговорил упрямого пианиста покинуть судно. Фильм именно с этого и начинается - Макс Туни на "лендровере" приезжает на пристань, поднимается на борт "Виргинца" и играет на трубе чтобы привлечь внимание прячущегося на судне Ротта. Китиша считает что Ротт во многом прав - из "Виргинца" надо было сделать музей - а Ротт прекрасное украшение этого музея !!! На борту "Виргинца" можно было бы устроить джазовые фестивали. Но жадные британцы даже линкор "Уорспайт" и то распилили - лейбористы, которые подсидели Черчилля - хотя вся страна была за превращение "Уорспайта" в музей. Так вот - фильм, его сюжет - полностью продиктован личностью величайшего в мировой истории пианиста Арта Тейтума. Тейтум на пароходе не жил - но он цеплялся за прошлое всеми когтями - именно как Тим Ротт в этом фильме. И нашёлся только один человек, который смог бросить Арту Тейтуму вызов - звали его Эрролл Гарнер.
Великий и ужасный Арт Тейтум.
В конце 1940х годов ситуация на музыкальной сцене была именно такая как в фильмике "1990й". Сразу после окончания Второй Мировой войны, а по правде говоря и начиная года с 1944го человечество испытывало огромный подьём во всех областях. Сейчас повсюду полная деградация - https://whale-roma.livejournal.com/1146849.html - а тогда люди повсеместно воспряли духом и являли чудесные достижения во всех областях своей деятельности. Немыслимо выросли - наука, мораль, нравственность, научно-технические достижения, культура - стремительно появлялись цветное телевидение и долгоиграющие пластинки. Очень серьёзные перемены произошли в джазовой музыке. Вуди Херман отошёл от свинга и примитивных, хотя и очень приятных песенок - и подружился с Игорем Стравинским - плодом их сотрудничества стала зрелая и сложная импровизационная музыка, которую трудно отнести к определённому жанру, но эта работа оказала огромное влияние на американских интеллектуалов.

Молодые американцы стали изобретать новый джаз - герольдами и трубачами перемен - в прямом причём смысле слова стали саксофонист Чарли Паркер и трубач Диззи Гиллеспи. Телониус Монк - молодой парень с умом профессора высшей математики и навыками виртуозного пианиста подружил рояль с алгеброй и сложными уравнениями, которые мистер Монк блестяще решал играя свои импровизации. Но был человек, который очень сильно огорчал всех этих гениальных молодых музыкантов - им был великий и ужасный писанист Арт Тейтум. Мистер Тейтум был великим и ужасным в самом прямом смысле этих слов - великим потому что мистер Арт был и остаётся и до сих пор самым техничным виртуозом фортепиано на планете Земля - ни тогда ни сейчас никто не умеет играть так как он, хотя многие и пытались. Игру Арта Тейтума вы можете послушать скачав пластиночку из этого моего рассказика - https://musicfromwhale.livejournal.com/55673.html . А ужасным мистер Тейтум был в силу своих привычек - он упрямо играл ставшим классическим ещё в 1920е годы регтайм и не желал воспринимать открытия молодых музыкантов. Ситуацию усугубляло то что мистер Тейтум не был стариком - он был традиционалистом и очень упрямым ретроградом. -"Мистер Тейтум - давайте с Вами поиграем" - часто обращались к нему и Диззи Гиллеспи, и Чарли Паркер, а Тейтум им отвечал: -"Не буду я с вами играть - вы нахватались всяких ветреных идеек в освобождённой нашими войсками Европе - от ваших ноток из трубы и саксофона за версту веет римской деревней Парижем и легкомысленными парижскими девочками. Я играю нашу, традиционную, американскую музыку хлопковых полей." - злобно отвечал Диззи и Чарли мистер Тейтум. Ну в точности как пианист Тим Рот с парохода. У мистера Тейтума был свой собственный "пароход" - на котором он засел, не желал сходит по трапу на берег и нормально общатся с людьми, заниматся с ними творчеством.

Эта ситуация всех очень напрягала - Тейтум ведь был абсолютным виртуозом - а раз мистер Арт не хочет менять свои привычки значит нужен новый молодой пианист, играющий если не также хорошо как Тейтум, то близко к его уровню - и при этом дружелюбно настроеный по отношению к новому джазу, изобретённому Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи "би-бопу". Такой человек вроде-бы нашёлся - им стал добрый, общительный канадец Оскар Питерсон - которого, кроме Тейтума конечно, все сразу же полюбили. Но играть также виртуозно как и Тейтум Оскар Питерсон не мог - он старался, пытался - но ничего не выходило. У Оскара Питерсона получались и музыка прекрасная, и импровизации очень интересные - а кроме того Оскар играл очень чувственно, на чувственном рояле с очень сочным звучанием фабрики "бехштейн", которое очень сильно отличалось от мертвенно-академического звучания "стейнвеев" на которых играли Арт Тейтум и прочие любители как джазовой классики, так и симфонические и вообще классические музыканты. Но мистер Тейтум в буквальном смысле одной левой переигрывал по технике несчастного Оскара Питерсона - и это огорчало абсолютно всех джазовых музыкантов по обе стороны Атлантики !!!

Чтобы дорогие читатели поняли весь ужас ситуации - мистер Тейтум был фёрстистом до мозга костей - очень американским американцем. Жил Тейтум вот в этом домике в Огайо - он играл в клубах Нью-Йорка вахтовым методом, но всегда возвращался домой и дома с огромным удовольствием играл и пел в церковном хоре, играл деткам в школах. В Огайо Арта Тейтума очень любили - земляки им буквально гордились !!!

Мистер Тейтум искренне считал что США - это факел, освещающий путь всему человечеству, блуждающему во тьмах дикости, тоталитаризма, фашизма, косности и мракобесия !!! Париж для Тейтума был клоакой, населённой сплошь проститутками, сутенёрами да алкоголиками а Стокгольм - диким местом, населённым сплошь одними алкоголиками. Постоянные поездки молодых американских джазменов в эти города, буквально их паломничество в Европу, действительно освобождённую от нацизма и переживающую такой же духовный подьём как и США - очень раздражали Арта Тейтума - Арт считал что это неправильный подьём, не американский !!! Ну что делать с таким человеком ? Разубедить его невозможно - так что - смотреть как он технично играет, завидовать и испытывать комплекс неполноценности что-ли ? Срочно был нужен герой - молодой пианист, который не побоится бросить мистеру Тейтуму перчатку. И такой пианист - слава Богу - появился !!!
Появление Эрролла Гарнера.
Эрролл Гарнер - герой, который пришёл спасти американскую и мировую музыку от комплексов неполноценности перед "Великим Артом" - начал играть на рояле не в четыре года как Тим Рот из фильма "1900", а в три года !!! Родился маленький Эрролл 15 июня 1921 года в очень хорошей семье в Питтсбурге, Пенсильвания - абсолютно все члены которой были профессиональными музыкантами. Старший брат Эррола - Линтон - тоже стал выдающимся пианистом. Кроме того у семьи был музыкальный магазин - в котором продавались музыкальные инструменты и граммофонные пластинки. В трёхлетнем возрасте Эрролл постоянно присутствовал на уроках, которые давала Линтону его учительница - миссис Боумэн. Эта добрая женщина заметив интерес крошечного мальчугана к роялю стала брать Эрролла на ручки - и учить его играть !!! В результате в шесть лет Эрролл уже давал домашние концерты своим искушённым в музыке родителям - отец был музыкантом а мама - учительницей музыки в местной школе. В шестилетнем же возрасте Эрролл сразил наповал профессора из музыкальной школы - тем что он знает ноты и основы музыкальной теории.

В семь лет Эрролл стал играть на местной радиостанции по вечерам - https://en.wikipedia.org/wiki/KDKA_(AM) , а днём он ходил в школу - где вместе с ним сидели за партами великий пианист Ахмад Джамаль и великий же композитор Билли Стрейхорн - правая рука самого Дюка Эллингтона, человек, восхищавший Джерри Маллигэна. Но всё это было в будущем - а тогда и Гарнер, и Джамаль и Стрейхорн были просто маленькими детьми и учениками одного и того же класса. С 11ти-летнего возраста летом Эрролл стал подрабатывать играя на рояле на речных трамвайчиках на реке Аллегени - на её берегах находится знаменитая астрометрическая обсерватория где работал Ван ден Камп.

В 1937 году Эрролл стал играть с местной знаменитостью - саксофонистом Лероем Брауном. В 1944 году Эрролл Гарнер переехал в Нью-Йорк - и быстро познакомился там с Чарли Паркером. Начиная с 1947 года Эрролл и Чарли вовсю играли "би-боп".

Для Чарли Паркера и других молодых музыкантов Эрролл Гарнер оказался очень ценным приобретением - Эрролл будучи очень добрым человеком по натуре, гипертимом и душой компании - он умел что называется постоять за себя и что ещё ценнее вернуть чувство собственного достоинства своим товарищам если их кто-нибудь обижал. Как пианист мистер Гарнер демонстрировал феноменальные способности. Например в 1946 году в Нью-Йорк приехал знаменитый советский классический пианист Эмиль Гиллельс. Друзья пошли на его концерт - но удалось купить билеты на неудачные места с плохой акустикой. Когда Чарли Паркер и другие музыканты вернулись обратно в джазовый клуб Эрролл Гарнер усадил их рядком - и сыграл им по памяти весь концерт Эмиля Гиллельса целиком !!! При этом Эрролл Гарнер мастерски скопировал звучание рояля Эмиля Гиллельса и его музыкальный стиль !!! В 1956 году великий и ужасный Эмиль Гиллельс приехал в Нью-Йорк снова - Эрролл Гарнер подошёл к великому советскому пианисту и познакомился с ним. Эмиль Гиллельс заявил: -"Вы, джазовые пианисты - не умеете играть.". -"Да ну ?" - ответил Эрролл Гарнер - после чего он пригласид Эмиля Гиллельса в джазовый клуб и там сыграл Эмилю Гиллельсу его же собственный концерт - причём лучше чем это делал сам Эмиль Гиллельс. Эмиль Гиллельс долго извинялся перед Эрролом Гарнером, тряс музыканту руку - и ушёл как побитая собака !!! С тех пор Гиллельс стал интересоватся джазом и вся его спесь исчезла навсегда !!!

Но всё это было потом. В середине 1940х Эрролл Гарнер играл с Чарли Паркером, играл с Диззи Гиллеспи и много слышал от них про великого, ужасного и очень упрямого Арта Тейтума.

Друзьям начало казатся что они нашли наконец человека, который если не переиграет Арта Тейтума - то заменит великого упрямца - и вернёт молодёжи уверенность в себе. Но для этого понадобилось время. В 1945 году эрролл гарнер создал своё трио, в которое вошли музыканты - басист Леонард Гаскин и барабанщик Чарли Смит.

В том же году Эрролл Гарнер подписал контракт с грамзаписывающей фирмой "Савой" - первая же пластинка "Лаура" имела большой успех - она разошлась тиражом в полмиллиона экземпляров в течении двух недель и стала "золотой". Эрролл Гарнер со своим трио колесил по стране и давал концерты с аншлагами - особенно успешным было турне трио по Калифорнии. В 1948 году Эрролл Гарнер и его трио назло Арту Тейтуму полетело в Париж - там их в аэропорту встречала толпа поклонников как мировых знаменитостей !!! В 1950 году Эрролл Гарнер удостоился небывалой чести - знаменитая филармония Кливленда пригласила его выступать с персональным концертом - мистер Гарнер стал первым в истории джазовым музыкантом, удостоившимся этой чести. Раньше там выступали всякие чванливые Эмили Гилллельсы да Герберты фон Караяны - а тут джазмен встал в один ряд с этими господами во фраках !!!

Но к огромному сожалению самого Эрролла Гарнера и его друзей музыкант был не готов к бою с Артом Тейтумом - точно также как Люк Скайуокер не был готов сразится со своим папашей Дартом Вейдером. Причина была в финансовых делах мистера Гарнера - если с концертами у него всё было очень хорошо - то с записями пластинок и отчислениями за проданые альбомы дела шли откровенно плохо. Эрролл Гарнер не был бухгалтером и не был юристом - но будучи умным человеком он вдруг понял что компания "Савой" ему недоплачивает, крысит по чёрному отчисления за проданые пластинки, занижает количество проданых альбомов и втирает Эрроллу и его музыкантам очки. Гарнер как и любой нормальный человек стал искать профессионала, который поможет ему разрулить эту ситуацию. Эти поиски привели его к молодой девушке-адвокату Марте Гласер.

Марта стала не просто сначала адвокатом, а затем и продюсером Эррола Гарнера - эта милая девушка стала музой музыканта на всю его оставшуюся жизнь.

Но историю отношений Марты и Эрролла, а также рассказ об интеллектуальной битве мистера Гарнера с великим и ужасным Арттом Тейтумом, историю побед и поражений в этой битве, счёт - кто же выиграл по очкам - обо всём этом вы прочитаете во второй части рассказика Китиши о замечательном пианисте.
|
</> |