Эротика с запахом смерти
pasha_popolam — 17.01.20241984. Он, она и психопатия
«Crimes of Passion» «Преступления страсти» или «Голубая Китаянка»
Кена Рассела выпущенный в 1984 году. Картина прям просилась в
рубрику «Женский неонуар», как заявленный эротический триллер, да
ещё с Кетлин Тёрнер в главной роли. Той самой с её классическим
неонуарным дебютом «Жар тела», снятым всего тремя годами ранее. Да ещё с
Энтони Перкинсом, тем самым из «Психо». Но втиснуть фильм отморозка
Кена Рассела в какой-либо формат или жанр, дело неблагодарное. На
самом деле «Голубая Китаянка» вообще ни разу не триллер или
неонуар, хотя черты того и другого конечно имеются.
Кен Рассел был не только алкашом и оригиналом, но и совершенно непредсказуемым художником, склонным к экспериментам и неожиданным решениям. Собственно взяться за сценарий Барри Сэндлера только он и мог, все остальные по любому отказались. Если можно так сказать, сценарий при всей своей эпатажности, не выстраивал чётко очерченной истории, зато имел потенциальную глубину в плане социальном и психологическом. Кроме того, перспективы эротического малобюджетного фильма, довольно провокационного, в системе рейтингов и проката, были туманными. В итоге так всё и вышло. Но не будь чувак Кеном Расселом, что бы его остановила такая ерунда как рейтинг, если есть ещё бухло.
Сюжет практически не имеет острой интриги, всё там ясно с самого начала, так что спойлеры не считаются. Голубая Китаянка это такой творческий псевдоним дамы лишённой социальной ответственности, но на самом деле даму зовут Джейн. Джейн работает проституткой вовсе не из-за денег, а для души. На самом деле Джейн успешный дизайнер и днём трудится за мольбертом, а вечером переодевается в вульгарные наряды, надевает платиновый парик и выходит на панель, удовлетворять свои больные фантазии.
Боб Грейди это такой мелкий предприниматель электроникой, подрабатывающий частной слежкой. Боб примерный семьянин, у него двое детей и жена-сука, которая вечно недовольна. По этой причине Бобби не удовлетворён. Так как не даёт. Но он крепится. А тут подвернулся клиент, подрядивший Боба проследить за Джейн, так как баба вызывает подозрения в производственном плане. Тут-то Бобби и застукал Голубую Китаянку. И незамедлительно влюбился (трахнул), а тут сразу и понял что жил неправильно, не с теми и не с той.
Между тем в сюжете присутствует ещё один немаловажный персонаж, а возможно даже более важный. Это Преподобный Питер Шейн собственной персоной. Шейн очень противоречивый персонаж, он любит шляться по злачным местам и тут же читать проповеди, Шейн пристаёт к проституткам с нотациями, а сам носит секс-игрушки рядом с Библией и устроил алтарь с порно-открытками. Дело в том что у Шейна навязчивая идея – спасти/трахнуть/прибить Голубую Китаянку. Ну и по возможности ещё кого-нибудь.
Суть всего этого безобразия, как я понял, метафора состояния западного общества, в условиях кризиса 70х, начала 80х годов. Тут вам разгул наркомании, сексуальная распущенность в крайних формах и при этом разобщённость внутри общества. Всё граждане, как бы придавленные проблемами, замкнулись и шлют к хренам и семью и школу. Ну а как же любовь? Как бы спрашивает Кен Рассел, отхлебнув из горла.
Тут надо пояснить, что Кен хоть и был алкаш конченный, и мог забухать прям во время съёмок, но дело своё знал туго и подходил к нему максимально креативно. Актёры выстраивались в очередь, на съёмки в его картины. Вот и в этот раз подтянулись многие звезды, не смотря на маленький бюджет и гонорары. Например Перкинсон прибежал первым, утверждая что Рассел из тех немногих режиссёров, которые не давят, а сотрудничают с актёрами. Как бы в благодарность за такое отношение, Рассел придумал реально посвятить Перкинсона в сан (это было можно в некоторых общинах), а несколько позже, даже привлёк его к собственному бракосочетанию, совместив так сказать, полезное с приятным.
Кстати говоря, Перкинсон считал свою роль в «Голубой Китаянке» лучшей в карьере. Что же касается Кетлин Тёрнер, то роль слабой на одно место (голову если что) дамы американской национальности, выдалась на редкость экспрессивной и сексуальной, перекрыв похоже и «Жар тела» и «Роман с камнем». И тут мы подходим к основной проблеме. Картину с ходу приговорили к рейтингу X, который ставил крест и на прокате и на рекламе и на широкой известности. Рассел попытался исправить ситуацию, порезав немного особо откровенных сцен, но это не помогло. Нужно было резать ещё, что отнюдь не гарантировало положительный исход. Цензура уже закусила удила. В итоге решено было резать, хоть все и согласились с тем что картина потеряет свой смысл. Впрочем, мало кто заблуждался в кассовых возможностях «Голубой Китаянки», будь она в том или другом рейтинге. Удача пришла неожиданно, вместе с техническим прогрессом. Выпущенная на VHS необрезанная версия заработала 4 млн, при общем бюджете в 600 тыс. А Рассел накатил и с чистой совестью пошёл снимать ужастики.