Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

топ 100 блогов babs7115.01.2024 На выходных выбрался в Эрмитаж. Поскольку не был я там уже давно, новых выставок накопилось там много, так что посмотреть все я даже и не пытался, сосредоточившись в основном на тех выставках, что скоро закрываются.
После того, как экспозиции третьего этажа переехали в Главный штаб, Эрмитаж стал искать применение освободившимся площадям и сделал это чрезвычайно удачно, отдав пять залов под Галерею графики, где теперь выставляются рисунки и гравюры из богатейшего эрмитажного собрания. Выставлять эти вещи подолгу все равно нельзя, поэтому тематические экспозиции сменяют друг друга через несколько месяцев. В этот раз на выставке были представлены рисунки старонидерландской школы. Часть рисунков представляла собой разнообразные наброски, другие служили образцами для подмастерьев художников, были эскизы гравюр, витражей и т.п.  Вот некоторые из них:
Круг Рогира ван дер Вейдена. "Мастерская резчиков по дереву", середина 1440-х (судя по форме, это проект декора мизерикордии - откидной полочки на церковной скамье):
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

"Голова пожилого мужчины". Около 1490-го:
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Круг Симона Бенинга. "Стигматизация святого Франциска", 1510-е (судя по круглой форме это, вероятно, проект кабинетного витража):
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Очень эффектное "Усекновение главы Иоанна Предтечи" (1520-1525 годы). Это копия с несохранившейся картины, о чем говорит и тот факт, что сделан он на бумаге, пропитанной маслом (бумага становилась прозрачной и можно было копировать на нее как на кальку):
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Пожалуй, самая красивая работа выставки, портрет работы Яна Госсарта (есть гипотеза, что это его автопортрет), около 1530 г.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

"Опьянение Ноя". Около 1530 г.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Серия из четырех эскизов для гравюр работы Ханса Бола, изображающих времена года (выполнена в 1579-м году). Поскольку это эскизы гравюр, знаки зодиака идут справа налево (при печати гравюра соответственно отзеркалилась бы).
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки. Зима
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки. Осень
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки. Лето
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки. Весна

Корнелис Массейс. "Пейзаж с рекой и скалами". 1540 г.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Питер Поурбус. "Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Евангелистом и Марией Магдалиной". 1557
Данная работа - проект картины, который представлялся на утверждение заказчику (заказчик его утвердил, так что в том же году Поурбус написал и картину по данному проекту)
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Франс Поурбус Старший. Портрет Франса Флориса. Около 1570-го года.
Поурбус был любимым учеником Флориса и был женат на его племяннице, а данный рисунок служил проектом гравюры, увековечивающей память его учителя.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Правда на гравюре (ее гравировал Иоханнес Вирикс) характер Флориса явно изменился, у Поурбуса он добряк, а тут довольно подозрительный тип:
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Тем, кого мои фотки заинтриговали и хочется посмотреть рисунки своими глазами (тем более, что на выставке их в несколько раз больше), нужно поторопиться - выставка работает до 28 января.

Другая выставка, которая проходит в Двенадцатиколонном зале, также посвящена графике. Она называется "Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности", а основные ее экспонаты, вокруг которых и строится выставка - гравюры Андреа Мантеньи.
Мантенья - один из ведущих художников раннего ренессанса, автор гениального "Мертвого Христа" из миланской Пинакотеки Брера. Однако не менее важную роль в развитии изобразительного искусства сыграли и его гравюры, которые многократно копировались и которым подражали многие великие художники от Дюрера до Рембрандта. Выставка как раз и показывает картину целиком - начиная с античных образцов, на которые ориентировался сам Мантенья, и заканчивая многочисленными копиями и подражаниями ему.
Вот одна из гравюр Мантеньи - Христос, святые Андрей и Лонгин (интересно, что Христа Мантенья поставил в позу римского императора):
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Вообще гравюры Мантеньи производят очень интересное впечатление - они подчеркнуто рельефны и даже в изображении движения статичны, напоминая не столько гравюру, сколько рельеф (впрочем, на рельефы Мантенья скорее всего и ориентировался):
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Пожалуй, самая "мягкая" из его работ - "Богоматерь с младенцем" (впрочем, здесь и тема соответствующая):
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
А рядом гравюра Рембрандта на ту же тему - поза Богоматери очень похожа:
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

"Битва морских чудовищ" (что интересно, левая и правая части гравюры явно из разных тиражей, что хорошо заметно по различию штриховки):
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Рисунок круга Мантеньи - "Юноша наказывает дракона" (короче, занимается дрессурой):
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

"Вакханалия":
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Бичевание Христа:
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Как я уже упоминал, Мантенью часто копировали в гравюре (в те времена это была замена репродукциям). Вот некоторые образцы таких копий с оригинала Мантеньи.
Танец четырех женщин:
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Юдифь с головой Олоферна:
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

И пара гравюр в манере Мантеньи из серии "Тарокки Мантеньи". Это карты таро, которые использовались не для игры, а как наглядные пособия для обучения. В них было пять разделов - "Сословия" (от нищего до папы Римского), "Аполлон и музы", "Свободные искусства", "Гении и добродетели" и "Планеты и небесные сферы".
"Ювелир" принадлежал к первому разделу
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
А "Сатурн" - к последнему:
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Чтобы посмотреть выставку Мантеньи, времени у желающих немного больше - она работает до 18 февраля.

Еще одна выставка, в Арапском зале, называется "Ароматы Босфора" и посвящена турецкому прикладному искусству. Вещи на ней тоже довольно симпатичные (но закрывается она тоже 28 января). Вот некоторые из них:
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.
Эрмитаж. Нидерландский рисунок, Мантенья и турки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
    vs          начало в 17:00 мск. Россия-2, прямая трансляция      vs   начало в 17:00 мск      vs           начало в 17:00 мск       vs         начало в 19:30 мск ...
Начало https://uborshizzza.livejournal.com/5831313.html В 1940 году Унсет было 58 лет. СССР она не любила. Она была религиозной католичкой, а СССР был атеистическим государством. Претила ей и политика СССР. После начала советско-финской войны (1939—1940) Унсет продала свою нобелевскую ...
После того, как 1990-е годы  пала цензура на эзотерические знания и религию, многие люди кинулись с радостью  "наверстывать упущенное" за советское время.   Однако, постепенно это привело к появлению многих самоназванных  "гуру", "учителей", магов" и ...
Нестероидные противовоспалительные препараты, например ибупрофен , обычно назначаемые при болях в спине, оказались в этом случае столь же малоэффективными, как парацетамол и опиоидные анальгетики. ( Read more ... ...
Офицер спросил призывников, почему для производства приклада используют орех. — Потому что он твердый. — Неправильно. — Потому что он более гибкий. — Опять неправильно. — Возможно, потому что он лучше блестит, чем другие породы. — Не будь дураком! Орех используют потому, что так ...