Эрфуртский собор

На протяжении всего Средневековья находился под управлением коллегиального капитула Девы Марии.

Символ Эрфурта - Эрфуртский кафедральный собор стоит на Соборной горе рядом с церковью Св. Северина.

К собору ведут 70 ступеней торжественной лестницы – Domstufen.
Собор Богоматери – старейшее здание города. Строить его начали в 1154 году. До него на Соборной горе существовал романский храм, основанный епископом Бонифацием в в 742 году.
Собор построили в 1170 году, а освятили в 1182-м. В 1230 году было закончено сооружение лестницы Domstufen. Церковные башни возводили сто лет; после завершения строительства собор заново освятили в 1253 году. В середине XIV века к базилике пристроили готический хор высотой 26 метров. В это же время возвели центральную башню.


Готический собор, объединяющий в себе хор эпохи расцвета готики и романскую башенную застройку, стоит на месте епископской церкви.
После того, как в 1452 году старая романская базилика обрушилась, весь собор перестроили в готическом стиле. Количество прихожан росло, в епархии задумались об увеличении площади храма. Для этого в XIV веке была расширена часть Соборной горы, заложено мощное основание под новый фундамент. К храму пристроили новый хор. После этого самую старую часть здания, сохранившуюся от романской постройки, реконструировали в готическом стиле. Больше кардинальных изменений в архитектуру собора не вносили.

В центральной башне собора с XV-го века висит колокол Gloriosa – самый большой в мире средневековый колокол, по сей день использующийся по своему прямому назначению.
Диаметр колокола Gloriosa– около 2,5 метров, высота – тоже 2,5 метра, а весит он 11,5 тонн.

Главный портал собора (Hauptportal) был сооружён в начале XIV в. Этот вход вёл в трансепт и находился с северной стороны.


Вход в собор выполнен в виде треугольника с двумя порталами, украшенными скульптурой.

На одном портале – Мария и 12 апостолов.

На втором портале – скульптуры мудрых и неразумных дев. В центре - фигура Михаила Архангела

Фигура Михаила Архангела


Скульптуры мудрых и неразумных дев
Эрфуртский кафедральный собор построен в стиле высокой готики. Над зданием поднимаются три вытянутые островерхие башни, окружённые зубчатыми пинаклями. Средняя из башен построена в начале XIV столетия, на ней находится звонница. Окна храма – огромные, витражные. Витражи хора, высотой 18,5 метров, созданы в XIV — XV вв. Почти все они сохранились в оригинальном виде, без изменений.
*****

Здание собора состоит из трёх равных нефов.

Oрrан собора
Главная святыня храма – алтарный образ Мадонны.



Барочный главный алтарь установлен в 1697 году вместо старого, готического. Роскошное двухъярусное сооружение состоит из широкого основания, поддерживающего колонны, увитые золотой виноградной лозой. Нижний ярус украшен картиной с изображением волхвов, приносящих дары Иисусу младенцу; на верхнем ярусе – картина со сценой Вознесения Богородицы.
Живописное оформление собора создавалось в XV-XVII столетиях. На фреске с изображением св. Христофора виден пейзаж Эрфурта. По мнению искусствоведов, там изображён монастырь св. Петра на Петерсберге.


Алтарь на восточной стороне – «Триптих с единорогом», создан в 1420 году Лукасом Кранахом-старшим.
В соборе очень много произведений церковно-прикладного искусства от XII века до современности.

Выдающимся произведением романского искусства является бронзовый подсвечник «Wolfram», отлитый около 1160 года. Светильник высотой в человеческий рост изображает фигуру, держащую в поднятых руках свечи.

Это самая старая бронзовая скульптура Германии.



Каменная дарохранительница с изображением семи христианских таинств работы Ханса Фридемана-старшего относится к эпохе Ренессанса.


Купель

Дубовые сиденья хора сохранились с 1329 года. Ряды сидений с кафедрами декорированы резными изображениями библейских сюжетов, жанровых и аллегорических сцен.

Перед собором и церковью Св. Северина раскинулась Соборная площадь (Domplatz). В 1813 году во время наполеоновских войн вокруг собора развернулось ожесточённое сражение за крепость Петерсберг, в ходе которого была полностью разрушена вся застройка Соборной площади. С тех пор площадь остается свободным от зданий пространством.
*****
Спойлер — немного истории
Эрфурт был значимым центром уже во Франкском государстве, в силу чего первая церковь, предназначавшаяся для миссионера Бонифация, была возведена здесь уже около 725 года (на современном холме святого Петра). Вскоре (в 741/742 годах) по просьбе Бонифация папа Захарий утвердил новое епископство «на называемом Эрфесфурт месте, которое уже долгое время было поселением крестьян-язычников». Одновременно с эрфуртской епархией, спустя короткое время инкорпорированной в майнцское епископство, были утверждены также епархии Бюрабурга (позже Фрицлара, также "поглощённой" Майнцем) и Вюрцбурга.
Церковное строительство на месте современного собора началось, скорее всего, в 752 году, хотя точное месторасположение и размер церкви являются спорным вопросом.
Существование церкви, однозначно посвящённой Деве Марии, впервые письменно подтверждено записью 1117 года. Кроме того, запись 1153 года повествует об обрушении «главной церкви» (major ecclesia), вслед за чем в 1154 году на Соборном холме (Domberg) началось возведение позднероманской крестообразной базилики. При этом во время строительных работ были обнаружены два захоронения, идентифицированные как мощи признанных святыми епископов Адолара и Эобана, что сразу же привлекло финансовые средства в виде многочисленных пожертвований и способствовало быстрому продвижению работ. К 1170 году церковь была, по всей видимости, уже настолько готова, что она стала местом посвящения в рыцари Людвига III, сына ландграфа Людвига Железного и племянника императора Фридриха Барбароссы, собственноручно проведшего церемонию. К этому времени (около 1160 года) восходят и старейшие предметы искусства, до сих пор сохраняемые в соборе: романская скульптура Девы Марии и массивный бронзовый светильник Вольфрама.
Согласно записям, церковь была освящена 20 июня 1182 года, при этом речь идёт о завершении основных работ; различного рода надстройки и переделки, а также возведение башен (1201 и 1237 года) относятся к более поздним временам.
Во второй половине XIII веке, по мере увеличения членов домского капитула (более 100) и с победным шествием готического стиля, было принято решение о кардинальной перестройке алтарной части церкви, то есть хора. Эти работы были завершены в 1290 году, вслед за чем последовала надстройка центральной башни (до 1307 года), где разместился знаменитый колокол Gloriosa (впервые освящён в 1251 году; впоследствии многократно отлит заново, в последний раз в 1497 году).
Однако уже к середине XIV назрела необходимость очередного увеличения размеров и хора, и основного объёма церкви. Новый, так называемый «высокий хор» (Hoher Chor), покоящийся на мощных и выступающих за пределы природного холма каменных сводах, был освящён констанцским епископом-ауксилиарием Фридрихом Рудольфом фон Штольбергом в начале 1370-х годов. Особой ценностью обладает витражная живопись, созданная в период между 1370 и 1420 годами — одна из наиболее полно сохранившихся на территории современной Германии, и в значительной степени сохранившееся оригинальное средневековое убранство хора. Одновременно (около 1330 года) на северной стороне собора был возведён торжественно оформленный портал, украшенный скульптурами двенадцати апостолов, фигурами притчи о десяти девах, а также изображениями Экклезии и Синагоги, символизирующих христианство и иудаизм.
В 1455 году был разобран центральный неф, и начались работы по возведению зальной церкви (когда именно они были завершены, достоверно неизвестно). Внушительный барочный алтарь был создан между 1697 и 1706 годами в период Контрреформации, и должен быть наглядно демонстрировать превосходство католического майнцского архиепископа над протестантским городским советом. Епископы, однако, постепенно потеряли интерес к эрфуртской церкви, что привело в XVII и в XVIII веках к постепенному разрушению здания. Высокая кровля башен, пострадавших при пожаре 1717 года, и вовсе не была восстановлена, будучи заменена на простую плоскую крышу.
В эпоху наполеоновских войн располагающийся за собором холм святого Петра был превращён в бастионированную крепость, а сам собор использовался в качестве конюшни французской армии. В 1813 году во время Освободительных войн вокруг собора развернулось ожесточённое сражение за крепость Петерсберг, в ходе которого была полностью разрушена вся застройка современной Соборной площади, с тех пор остающейся свободным от зданий пространством.
С переходом Эрфурта к Пруссии в 1837 году домский капитул был распущен, и собор стал использоваться в качестве обычной приходской церкви. При этом уже в 1828 году начался целый ряд работ по реставрации и перестройке здания, завершившийся около 1900 года и придавший церкви её современный облик; так, одним из главных мероприятий стала замена высокой готической кровли главного нефа собора на более низкую и простую в своей конструкции.
Собор дважды за свою историю пострадал от войн: от солдат наполеоновской армии, устроивших в нём конюшню, и от артобстрела в годы Второй мировой войны.
Вторую мировую войну собор пережил почти нетронутым, не считая незначительных повреждений, устранённых к 1949 году.
Послевоенный период вновь охарактеризовался длительными реставрационными работами, завершёнными лишь в 1997 году. В 1994 году в связи с восстановлением епископской кафедры в Эрфурте бывшая коллегиальная церковь Девы Марии официально получила статус кафедрального собора.
|
</> |