Эпоха шедевров. Декадрахма Акраганта

Красота и монументальность декадрахм Акраганта сделали их предметом интенсивного изучения и интерпретации. Ученые считали их чем-то большим, чем монеты, предполагая, что они имеют все признаки памятных медальонов. Будь то монеты или медальоны, они являются одними из величайших шедевров древней нумизматики и, без сомнения, были предназначены для того, чтобы показать, что монетный двор в Акраганте мог сравниться с лучшими выпусками Сиракуз или даже превзойти их.

Судя по всему, для них были созданы два лицевых и три оборотных штемпеля, все выгравированы в реалистичном стиле, заряженном энергией, которой не было ни на одном другом греческом монетном дворе. Считается, что аверс является работой художника, подписавшегося MY (Мирон), а реверс приписывается художнику, сделавшему подпись POLY (Полиэн).
После начала чеканки монет в Акраганте примерно в 520 году до н.э. рисунки на основных серебряных монетах оставались неизменными около столетия: орел Зевса, стоящий в профиль на аверсе, и краб, видимый сверху, на реверсе. Однако примерно в 420 или 415 году до н.э. традиционные типы были заменены новыми и захватывающими дизайнами. На аверсе теперь были изображены один или два орла в анимированных позах, а на реверсе краб с гигантским океанским окунем или Сциллой.
Выпуски с двумя орлами, сидящими на скале, отличались блестящей композицией, с расположенными рядом орлиными головами – одна наклонена вниз, чтобы растерзать свою добычу, а другая триумфально поднята к небу. Этот новый тип, возможно, напомнил стихи из "Агамемнона" Эсхила, в которых предзнаменование для главных героев Агамемнона и Менелая представлено в виде двух пирующих орлов, таким образом предсказывая разрушение Трои.
Декадрахмы часто относят к 412 или 411 году до н. э., основываясь на предполагаемой связи с победой Эксенета из Акраганта в гонках на колесницах на 92-х Олимпийских играх, состоявшихся в 412 году до н.э. Этот агонистический тип был бы идеальным для выпуска медалей в честь Эксенета; когда он вернулся в Акрагант, его колесницу сопровождали в город 300 колесниц, принадлежащих гражданам Акраганта.
Однако, многие авторитетные источники считают, что эти монеты были изготовлены при менее торжественных обстоятельствах незадолго до рокового карфагенского вторжения в 406 году. В настоящее время принято считать, что появление изображений колесниц было заключительной нумизматической эволюцией перед разрушением города. Это позволило бы отнести декадрахмы к последней фазе чеканки монет классического периода города, примерно к 409-406 годам до н.э.
Если это правда, то это высоко говорит о гражданском духе и процветании Акраганта, поскольку можно было бы предположить, что от таких грандиозных проектов отказались бы в пользу практических целей при надвигающейся войне. Это напоминает о подобном контрасте между тяжелыми обстоятельствами, с которыми столкнулись Сиракузы во времена своей Пятой республики (214-212 годы до н.э.), и блестящими монетами, которые они выпускали в последние годы своей независимости.
Столь же спорной является личность возничего, для которой существуют две основные версии. Одна из них описывает его как одноименную фигуру Акрагаса, чье имя носили город и река (и, таким образом, это речной бог). Другая, отождествляла возничего с богом солнца Гелиосом. Неоднозначность образа возничего заставила многих выдающихся нумизматов отказаться от какой-либо четкой идентификации.
|
</> |