Берта Моризо, французская художница-импрессионистка
all_collector — 15.01.202414 января в 1841 году родилась Берта Моризо, французская художница, входившая в круг художников в Париже, ставших известными как импрессионисты.
Художницей стала и ее сестра – Эдма Моризо.
Их семья отличалась глубокими культурными традициями.
Известный мастер эпохи рококо – Жан Оноре Фрагонар, принадлежал
к этой семье, и стиль творчества которого в значительной мере
повлиял на несколько поколений художников.
В 20-летнем возрасте Берта познакомилась с Камилем Коро, знаменитым
ландшафтным пейзажистом Барбизонской школы и
портретистом.
Он давал частные уроки ей и её сестре Эдме, и ввел их в круг известных живописцев.
Однако сестра оставила живопись вскоре после замужества.
Свои первые картины Берта Моризо представила на суд публики в 1864 году на одной из самых престижных художественных выставок Франции – Парижском салоне, официальной ежегодной экспозиции парижской Академии изящных искусств. На тот момент ей было всего 23 года.
В дальнейшем её работы отбирались для участия в шести Парижских салонах подряд, пока в 1874 году она не вошла в группу «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуаром и Сислеем, и приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара.
То, что художница примкнула к импрессионистам, во многом объясняется влиянием мужа, Эжена Мане, брата ее друга и коллеги Эдуара Мане. Она повстречала его в 1868 году, а через 6 лет вступила с ним в брак.
Картину «У колыбели», в которой традиционный сюжет матери и
ребенка, художница представила в 1874 году наряду с другими
работами.
Берта Моризо никогда не работала над изображением обнаженной
натуры. Зато она полностью раскрывает темы, интересующие
добропорядочную даму. В списке излюбленных тем художницы – домашний
уют, материнство.
Чувство гармонии и покоя отражено в ее картинах, посвященных деревенскому пейзажу. Главные отличительные черты полотен Моризо – всеобъемлющая гармония и горячая любовь к жизни.
Ее работы отличаются светлыми, жизнерадостными тонами и простотой композиции.
Берта Моризо наслаждалась продолжительной и успешной карьерой. Свободная от материальных забот, хотя и имеющая обязанности жены и матери, она была свободна в своих действиях и мыслях. В ее картинах все больше преобладают впечатления от счастливой семейной жизни, основанные на опыте ее и ее друзей. Моделями для этой картины послужили сестра художницы Эдма и ее дочери Бланш и Жанна на прогулке, занятые ловлей бабочек.
На переднем плане молодая женщина в белом платье держит в руках сачок, ее улыбка сдержанна и в тоже время игрива, намекая на возврат в детство. На голове женщины одета черная шляпа, которая служит для нее защитой. На втором плане стоит маленькая девочка, смотрящая на мать с восхищением и интересом. Ее одежда представляет противоположность наряду матери: черное платье, белая шляпка, что служит намеком на будущее, которое ее ждет.
Ее маленькая сестренка, согнувшись, что-то собирает в траве. Моризо была большим мастером цвета. Она не уходит от реальных цветов весеннего сада, но создает мистический прозрачный мир с холодными зелеными тонами, белым платьем леди и бледно-розовым тоном цветущего дерева.
Шарм этой работе придают мать и маленькие девочки, ловящие бабочек, но в то же время визуально разделенные друг от друга вертикалью растущего дерева.
Скончалась Берта Моризо 2 марта 1895 года в Париже.