"Епоха Мейдзі" в України

Я голосуватиму та підтримуватиму лише ту політичну силу, у чий програмі я побачу наступні пункти.
В 1868 г. один из отцов японской модернизации — Кидо Койн продекларировал две ключевые задачи:
1. Всюду продвигать талантливых людей. Новое правительство целиком посвящает себя заботам о благосостоянии народа.
2. Обеспечить Японии равноправные отношения с другими странами мира.
После провозглашения основной цели последовала присяга,
произнесенная Кидо в том же году, которая состояла из пяти основных
пунктов:
1. Следует созвать широкое собрание представителей. Все
государственные вопросы решать по результатам публичных
обсуждений.
2. Все классы, высшие и низшие, должны объединиться для
энергичного развития экономики и благосостояния народа.
3. Все люди должны получить возможность стремиться к
выполнению своих желаний, так чтобы у них не было недовольства.
4. Основные обычаи прежних времен (изоляция от мира) должны быть отброшены, а все
действия должны соответствовать принципам международной
справедливости.
5. Нужно собирать знания по всему миру и так укрепить
основание империи.
Но главное, правительство не боялось говорить правду, и прежде всего себе. «Я не представлял прежде, насколько далеко от Японии ушел западный мир в вопросах цивилизации и просвещения. Наша нынешняя цивилизация — это не настоящая цивилизация. Наше сегодняшнее просвещение — это не настоящее просвещение. Только обучение в настоящих школах поможет устранить отставание», — писал Кидо во время поездки по США многочисленной японской делегации.
На острова высадилась целая армия американских, английских, немецких преподавателей, бизнесменов и ученых. Вслед за экономическими реформами наступила пора политических. Элиты сформировали свои ориентиры. Кидо писал: «Мы изучаем физику, экономику, психологию и другие науки не потому, что их открыл Запад, а потому, что в них всеобщая истина. Мы стремимся утвердить в нашей стране конституционное правление не потому, что это западная форма правления, а потому, что оно соответствует природе человека».
А что же самураи, которых в 30-миллионной Японии насчитывалось два миллиона и которые жили за счет казны? В 1876 г. власти перестали их содержать, оплатив при этом компенсацию государственными облигациями. У самураев не осталось выбора — пришлось идти работать или заняться предпринимательством на вырученные от продажи ценных бумаг деньги. И некоторые даже преуспели. Бывший самурай Ивасаки Ятаро основал корпорацию «Мицубиси».
|
</> |