«Энрико Тоти» против «Трайэда»

топ 100 блогов sergiovillaggio07.08.2025
Давно хотел поделиться подробностями уникального боя двух подводных лодок в надводной положении, в хоте которого одна из них была потоплена. Причем - не итальянская!
Посему вниманию читателей предлагается очень вольный перевод статьи из польского журнала "Morza, Statki i Okrety", Nr.11-12 за 2023 год. Автор текста - Войцех Холицкий (Wojcech Holicki). Все иллюстрации заимствованы из оригинала.

«Энрико Тоти» против «Трайэда» DdC.jpg

Во время Второй мировой войны итальянский флот потерял в Средиземном море 88 подводных лодок, причем 15 из них были отправлены на дно торпедами, выпущенными британскими подводниками. И лишь единственный раз, во время дуэли в надводном положении ночью 15 октября 1940 года, итальянцы потопили британскую субмарину.
Герой этого поединка был известен с самого начала – это совершила «Энрико Тоти», большая подводная лодка типа «Балилла». А вот жертва в течение нескольких десятилетий после инцидента атрибутировалась неверно, поскольку Королевский флот приблизительно в это время и в этом месте потерял две своих лодки.

14 октября 1940 г. «Энрико Тоти» под командованием капитан-лейтенанта Бандино Бандини вышла из Бриндизи в свой третий боевой поход. Спустя два дня, вместе с шестью другими лодками, она должна была сформировать завесу между Критом и Александрией, однако неисправность в распределительном щите, исключавшая возможность двигаться под водой, вынудила ее вернуться в Бриндизи. Бандини направил лодку к мысу Колонна на южной оконечности залива Таранто.

Британская подводная лодка «Трайэд» («Triad»), которой командовал лейтенант-коммандер Джордж Стивенсон Солт, 9 октября покинула Мальту с приказом направиться в район у побережья Киренаики, однако вскоре после выхода в море ей пришлось развернуться, потому что новый приказ назначал ей районом патрулирование Ионическое море. На закате 20 октября она должна была завершить свой поход в Александрии, стало быть, должна была покинуть район патрулирования шестью днями раньше – вечером 14 октября.

15 октября в 01:10 «Энрико Тоти» находилась примерно в 50 милях юго-восточнее мыса Колонна. Море было совершенно тихим, небо покрывали низкие темные облака, которые заслоняли луну. На мостике находились Бандини, вахтенный офицер и один сигнальщик. Последний и заметил темный объект, похожий на нос подводной лодки, примерно в полумиле по левому траверсу. Когда встревоженный командир посмотрел в указанном направлении, то решил, что это британская субмарина типа «Персеус», которая только что легла на курс, перпендикулярный курсу «Тоти», и может в любой момент выпустить торпеды. Поэтому он немедленно отдал приказ дать полный вперед, отвернул резко влево и объявил боевую тревогу, приказав подняться на палубу расчетам орудия и пулеметов. На мостик быстро поднялись старпом, капитан-лейтенант Джованни Кунсоло, и пулеметчики. Маневр оказался крайне своевременным, поскольку прежде, чем «Тоти» развернулась носом к противнику, с мостика видели след торпеды в нескольких метрах за кормой.

Расстояние между субмаринами быстро сокращалось. Первой открыла огонь «Трайэд». Первые пять снарядов пролетели мимо, но шестой попал в легкий корпус «Тоти» ниже передней стенки ограждения рубки. Взрыв нанес на удивление небольшие повреждения, а осколки ранили двух моряков, что задержало открытие огня из пушки. Утверждалось также, что по крайней мере один снаряд рикошетом задел нос итальянской лодки.

В то время пулеметы «Тоти» уже открыли огонь. Кунсоло упоминал, что использовались и пистолеты-пулеметы, но без указания, кто и откуда из них стрелял. Мишенью, конечно, служило ограждение рубки. Когда британская субмарина прошла за кормой «Тоти», Бандини разглядел силуэт командира, выделяющийся белизной обмундирования, прекрасно слышались выкрикиваемые британскими офицерами команды. Как и подчиненные, он отметил, что пушка противника расположена во вращающейся «башенке» в передней части рубки. Несмотря на минимальное расстояние, выпущенные англичанами снаряды прошли выше цели – возможно, ствол просто не мог быть опущен ниже.
Когда лодки легли на параллельный курс и двигались на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга, орудие «Тоти», наконец, было изготовлено к выстрелу. Однако снаряд застрял в казеннике, и до тех пор, пока его не удалось извлечь, что потребовало необходимых инструментов и времени, орудие представляло собой кусок бесполезного железа. Один из артиллеристов, матрос Никола Стаджи, в приступе бессильной злости стянул свой сапог и швырнуть его во врага. Правда, неизвестно, произошло ли это в действительности или являлось продуктом пропаганды Муссолини.

К удивлению итальянцев, их противник, несмотря на столь малую дистанцию, не стрелял из пулеметов, тогда как итальянские пулеметы в конце концов сделали свое дело, и пушка на британской субмарине замолчала. Когда та увеличила скорость и обогнала «Тоти», Бандини понял, что она вот-вот начнет срочное погружение. К этому времени его артиллеристы успели извлечь помятую гильзу и произвели три точных выстрела. Первый снаряд попал в корпус неприятеля, а два других – в ограждение рубки. Возможно, эти попадания лишили «Трайэд» возможности погружаться, и Бандини приказал выпустить по удаляющемуся противнику торпеду из носового аппарата. Она тоже попала в цель. После ее взрыва итальянцы увидели, как нос вражеской подлодки поднялся так, что над водой почти вертикально выступало около 30 метров корпуса, а затем с невероятным бульканьем скрылся в глубине. Прежде чем враг исчез с поверхности моря, орудие «Тоти» произвело еще несколько выстрелов, а торпедный аппарат покинула вторая торпеда, установленная на глубину хода 9 м. Как записано в журнале боевых действий «Тоти», координаты потопления вражеской подводной лодки –  38°15ʼ(16?) с.ш., 17°37ʼ в.д.

Результат поединка в Ионическом море стал настоящим подарком для пропагандистов Муссолини, поэтому нельзя исключать, что «подробности» рассказа о ходе столкновения зашли слишком. По словам Бандини, бой длился 45 минут. При этом в документах указано, что британская лодка затонула в 01:40 – спустя ровно полчаса после обнаружения. Но и такая длительность столкновения вызывает серьезные сомнения, даже с учетом проблем итальянцев с пушкой – трудно поверить, что расчету потребовалось столько времени, чтобы извлечь гильзу. Стоит также добавить, что, согласно воспоминаниям Кунсоло, из аппарата №l была выпущена только одна торпеда, а ее взрыватель не взвелся из-за слишком малого расстояния до цели. Старпом Бандини, напротив, видел, как британская субмарина безуспешно пыталась всплыть – таким образом, причиной ее гибели стали повреждения от попаданий снарядов (один из них вызвал эффектный взрыв сигнальных ракет ограждении рубки «Трайэда»).

Успех «Тоти» сразу попал в заголовки итальянских газет, а в журналах еще долго появлялись статьи с рисунками известных иллюстраторов. Бандини и командир артиллерийского расчета мл. лейтенант Аугусто Маррадни был награжден Серебряными медалями за воинскую доблесть, Кунсоло получил Бронзовую медаль, а весь остальной экипаж – Военные кресты. В начале 1942 года режиссер Франческо де Робертис снял по заказу центра кинематографии итальянского флота фильм «Альфа Тау!», в котором роли исполняли боевые корабли (подводная лодка Х-3), и настоящие военные моряки (например, командира лодки сыграл капитан-лейтенант Бруно Целик, который через несколько месяцев погиб вместе с «Шире»). В заключительной части фильма присутствовала сцена, изображающая дуэль с «Трайэдом», снятая днем. Фильм был представлен на Венецианском фестивале в сентябре 1942 года, а в ноябре вышел в кинотеатры. После войны в Италии был запрещен показ «Alpha Tau!», отмененный в 1949 году, когда была создана цензурированная версия, без фашистских приветствий и восклицаний «Да здравствует король!» Однако ранее, в июле 1947 года, было разрешено экспортировать оригинал.

Сразу после одержанной победы Бандини сдал командование лодкой. В марте 1941 года «Энрико Тоти» стала учебной. В июне она использовалась в качестве транспортной для доставки грузов в Дерну, Тобрук и Расал-Хилал. В 1943 году ее вывели из боевого состава и использовали для зарядки аккумуляторов на других лодках в Таранто. По иронии судьбы, флаг «Энрико Тоти» с конца 1943 года до конца войны служил знаменем батальона морской пехоты «Сан-Марко», который сражался на стороне союзников.  В настоящее время он выставлен в римском военном музее «Sacrario delie Bandiere».

Долгое время, на основании информации из исторического отдела Адмиралтейства, считалось, что противником «Тоти» являлась подводная лодка «Рэйнбоу». 23 сентября она покинула Александрию, имея приказ вести патрулирование в заливе Таранто. 3 октября был отдан новый приказ, направивший субмарину на маршрут Бари – Дураццо, куда она должна была прибыть на следующий день. 7 октября она должна была переместиться на позицию у мыса Риццуто (Калабрия), покинуть ее во второй половине дня 13-го и через шесть дней вернуться на базу. Хотя в случае выполнения данного приказа «Рэйнбоу» в момент описанного поединка должна была находиться на расстоянии не менее 200 миль от места столкновения, из-за отсутствия альтернативы предполагалось, что именно она была потоплена «Тоти», тогда как «Трайэд», пропавшая без вести после выхода с Мальты, считалась жертвой мины под Бенгази; причем датой ее гибели считалось 13 октября. И только известный британский историк и писатель Питер Кемп во время работы над монографией о подводных лодках типа «Т» обнаружил в архивах документ, содержащий приказ командования на Мальте о направлении «Трайэда» к берегам Калабрии. Тогда стало ясно, что заявленная итальянцами точка боевого столкновения находилась в пределах отведенной ей позиции, причем в это время она именно там и должна была находиться. В свете новой информации исторический отдел Адмиралтейства счел, что жертвой «Тоти» стала «Трайэд».

Что же касается «Рэйнбоу», то итальянские же историки в 1988 году пришли к выводу, что причиной ее гибели стало столкновение с пароходом «Антониэтта Коста» (5900 брт), которое произошло в Отрантском проливе в 03.30 4 октября. Это судно, следовавшее в конвое из Бари в Дураццо, в то время в точке 41°28ʼ с.ш., 18°05ʼ в.д. столкнулось с каким-то подводным объектом. После столкновения произошел сильный подводный взрыв, и два судно, следовавшие за ним, также слегка ударились о что-то подводной частью корпуса. В албанском порту водолаз обнаружил на обшивке днища «Косты» следы удара о большой металлический объект. Однако итальянцы исключили столкновение с подводной лодкой, поскольку после него на воде не было замечено никаких обломков или пятен топлива. Возможно, вопрос удалось бы разрешить осмотром судна в сухом доке, но до этого не дошло – 9 октября, на обратном пути в Бари, «Антониэтта Коста» была торпедирована британской подводной лодкой «Реджент» и затонула на мелководье у Дураццо. Попытка поднять судно не удалась, и оно был оставлено на месте.

Итальянский историк Франческо Маттезини оказался, пожалуй, единственным, кто оспаривал версию гибели «Трайэда». Он предположил, что британская субмарина затонула вскоре после выхода из Ла-Валетты в результате подрыва на одной из 174 мин заграждения М-3, выставленного в ночь на 8 октября к югу от Мальты, в районе 35°10ʼ с.ш., 15°00ʼ в.д., эсминцами «Уголино Вивальди», «Антонио да Ноли» и «Лука Тариго». В качестве аргумента он приводил то обстоятельство, что Бандини, при своем опыте и таком небольшом расстоянии, не мог ошибиться, опознав противника как лодку типа «Р», имевшую заметно большие размеры и более массивное ограждение рубки, чем лодки типа «Т». Спорящие с ним обращали внимание на то, что ночь была темной, а уровень адреналина, безусловно, не способствовал точному опознаванию врага. Канадский писатель Платон Алексиадес заметил, что в октябре 1940 года лодки типа «Т» только начали появляться на Средиземном море, и их силуэты были мало известны, в то время как наличие там типов «P» и «R», хорошо знакомых итальянским подводникам по обильным фотоматериалам, подтверждалось многочисленными наблюдениями. Например, в ночь на 16 июля 1941 г. «Аркимеде» выпустила торпеды по «Тетрарху», считая, что это лодка типа «Р».

Алексиадес также обнаружил, что 14 октября в 00:14 итальянская подводная лодка «Санторре Сантароза», следовавшая из Мессины для патрулирования в район Крита, чуть не столкнулась с другой подводной лодкой и выпустил в нее торпеду, но, несмотря на небольшое расстояние до цели, промахнулась.  Противник ответил тем же; его торпеда прошла по левому борту «Сантарозы». Точка, на которой произошло столкновение, 37°46ʼ с.ш., 17°35ʼ в.д., находилась примерно в 15 милях от южной границы района патрулирования «Трайэда», однако только она могла находиться в указанное время в этом месте.

«Энрико Тоти» против «Трайэда» Enrico Toti 1934.jpg
Подводная лодка "Энрико Тоти" после перестройки ограждения рубки, 1934 г.

«Энрико Тоти» против «Трайэда» Triad .jpg
Подводная лодка "Трайэд"

«Энрико Тоти» против «Трайэда» Triad sinking in film Alpha Tau.jpg
Потопление "Трайэда" - кадр из фильма "Alpha Tau!"

«Энрико Тоти» против «Трайэда» Antonietta Costa (as Monte Blanco in 1937).jpg
Пароход "Антониэтта Коста" (в 1937 году, еще под предыдущим наименованием "Монте Бланко")

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...в ВСУ неплохо так подметил Николай Гнатюк: Вероятно, все, кто внимательно следит за боевыми действиями на Украине, так или иначе задавались вопросом – почему при постоянно растущих темпах мобилизации годного и негодного к воинской службе населения Незалежной с лета 2023 года не ...
Два года назад, 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция (СВО) России на Украине, превратившаяся в самый крупномасштабный военный конфликт в Европе с 1945 года и в одну из самых тяжелых и длительных войн в отечественной военной истории. Ко второй годовщине СВО ...
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. ...
Скандинавская кухня... Воображение сразу рисует что-то суровое, основательное - кусок мяса или рыбину, приготовленную на костре. Казалось бы, ну что-то тут можно придумать... Все это просто от незнания. Но когда начинаешь знакомиться ближе, как же я заблуждалась. Да, это кухня простая, ...
Тиль Линдерман в образе узника концлагеря( с нашитой красной звездой)  Немецкий исполнитель  Линдерманн  отменил свои концерты в России и высказался в защиту ...