Enola Holmes: shitting on the shoulders of giants


Я всегда была обеими руками за адаптацию и творческое переосмысление классических произведений. И не раз об этом писала - что персонажи вроде Гамлета, Д'Артаньяна, Анны Карениной принадлежат всем ( в частности, потому что на них нет копирайта, но еще и потому что они стали чем-то вроде мема, чем-то большим чем произведение). Поэтому никакая скверная версия их историй ничего плохого им не сделает. А тем более не сделает этого версия хорошая, но отличающаяся от того как более педантичная или консервативная категория читателей/зрителей представляла себе эту историю.
Также и самим поклонникам традиционных классических версий на самом деле ничего плохо не делается от того, что появилась версия более осовремененная, или облегченная и игривая, или даже, уж признаем, намного более глупая чем классический оригинал.
И я в общем-то и продолжаю придерживаться этой позиции, но с одним но. Дело в том, что большинство адаптаций классических историй или классических персонажей делали это все-таки с уважением к первоисточнику. Даже упрощая или меняя сюжет, иронизируя над персонажами или перенося их в современность, большинство версий отступающих от канона все же уважали автора и его/ее видение в целом.
Но в атмосфере последних лет и все усиливающихся призывов к разрушению достижений ( в числе прочего) культуры прошлого "до основания, а затем", оказалось вполне возможным покончить с остатками уважения даже и к авторам классики - и это кажется считается не просто нормальным, а даже похвальным.
В английском есть известная фраза "Standing on the shoulders of giants". Это прекрасная философская концепция: кто-то маленький забирается на плечи великану и с этой высоты видит дальше и больше, чем даже сам великан. И это замечательно, и служит метафорой, например, научного познания, и во многом и метафорой развития культуры и искусства тоже.
Но вот если при этом этот маленький кто-то, продолжая стоять на плечах великана, начинает при этом на эти плечи извините, срать, то прекрасного в этом остается очень мало. На мой взгляд. Я оказалась консервативна под старость лет.
Мне произведение "Энола Холмс" показалось именно таким вот описанным выше актом. Вы не подумайте, я ничего особо плохого не вижу в приключениях девушки из Англии девятнадцатого века разгадывающей загадку, с переодеваниями в мальчика, кабриолетами и паровозами. Ну то есть весь этот пакет "умница-красавица-воительница из 19 века противостоит патриархальным устоям и побеждает" на мой личный вкус запредельно, бесконечно просто уныл, но современным детям двенадцати лет и старше такое вроде как нравится, так уж пусть будет, что поделаешь.
Но я не понимаю, почему это надо было делать за счет Шерлока Холмса? Точнее я как раз хорошо понимаю. Какая-нибудь серия книг/фильмов "Энола Джоунс" едва ли привлекла бы внимание читателей а тем более продюсеров. Так что залезть на плечи гиганту Конан Дойла и всем последующим версиям Шерлока Холмса - хитрая стратегия. У Шерлока Холмса вдруг появилась сестра, про которую никто до этого момента ни сном ни духом.... ну ладно, это можно пережить, в конце концов, можно даже припомнить что когда-то давно у Шерлока Холмса столь же внезапно появился страшный и опасный архи-враг Мориарти, про которого тоже до той поры никто ни сном ни духом... и ничего, вполне такой продуктивный оказался персонаж.
Так что я не могу ставить никому в вину разумное использование того, что было до него. Но, забравшись вверх, в благодарность за это нагадить? Ведь оказывается что Шерлок и Майкрофт в фильме - напыщенные посредственности, да и вообще мерзавцы, сначала бессердечно бросившие совершенно прекрасную мать и очаровательную юную сестру на произвол судьбы, а потом пытающиеся распорядиться жизнью этой молодой девушки, которая оказывается в десять раз умнее и всяко прекраснее их обоих. Ну то есть вдумайтесь - без малого полтора столетия несколько поколений читателей и зрителей любили приключения странного, эксцентричного, но гениального Шерлока. И тут оказывается, что некая девочка 16 лет выдуманная абы кем и абы как - умнее, хитрее, интереснее и лучше! Просто потому что нам так сказали.
Вот это уже, я считаю, запредельная наглость обнаглевших карликов, которые мало что представляют сами по себе, но прекрасно приспособились паразитировать как на отдельно стоящих гениях так и общеколлективных достижениях прошлого. И жрать их и гадить на них же при этом.
Но если раньше подобные произведеньица обитали где-то в малопосещаемых углах фанфик-сайтов, то сейчас они становятся франшизой, с хорошим финансированием и хорошими актерами.
А в это время, возможно, чье-то совершенно оригинальное, новое и свежее произведение пропадает в забвении или даже вовсе изымается из публикации.
|
</> |