Энн Пэтчетт "Свои-чужие"
neosonus — 02.05.2019Всё на своём месте.
Какое непривычное чувство. Я закрыла последнюю страницу книги Энн Пэтчетт и с удивлением поняла – в нашей жизни, действительно, все происходит именно так, как должно происходить. Именно тогда, когда нужно. Оказывается, это не избитая и не банальная истина. Оказывается, это не фатализм и не отказ от борьбы.
Это просто так есть. Вот и всё.
Последний нашумевший роман американки Энн Пэтчетт о том, что в жизни каждого человека всё, на своем месте.
Это очень необычная история. Тем более, удивительно, что книга автобиографична. Семья из двух разбитых семей. В одной двое детей, в другой четверо. Каждое лето дети живут все вместе с теми родителями, из-за которых все так и получилось. Два мальчика и четыре девочки. Все разные, все травмированы разводом и тоской, все без должного присмотра и пригляда, единодушно ненавидящие родителей и мечтающие вернуться в прошлое. Каждый из детей справляется с трагедией по своему. Кто-то взял на вооружение мечту отца, и штудирует справочник по юриспруденции, кто-то дерется и бьет младших, кто-то молчит, ни слова не говорит, прячется в шкафу, кто-то изо всех сил старается быть лучшим в школе, кто-то берет отцовский револьвер и привязывает к ноге, под джинсы. Просто чтобы знать, что ты вооружен.
Эта книга не о бесприютном детстве, но и о нем в том числе. Энн Пэтчетт рассказывает историю длиною в жизнь. С того момента как Берт и Беверли встретили друг друга, будучи оба в браке, и до глубокой старости, когда их детям уже за 50, у всех взрослые дети, и жизнь калейдоскопом сложилась совсем не так, как им когда-то мечталось.
В этой книге нет дат, обозначений, нет одного генерального героя. Повествование переходит от одного десятилетия к другому, фокусируется то на Франни (как я понимаю, прообраз самой Энн, которая именно такое детство и прожила, и которая так же была второй дочерью в той семье, где ушла мама), то на ее отчиме, то на братьях и сестрах. Каждый раз внимание переключается так просто, так естественно, словно русло реки, делающее поворот среди холмов.
Эта книга написана удивительно простым, понятным любому языком. Она написана душевно и эмоционально. Но эмоции тут сдержанны, ее читаешь спокойно, даже самые тяжелые страницы не рвут душу, но делятся грустью. Эта книга – полноценная современная проза, семейная сага и уж точно не женский роман, как можно подумать, глядя на русскоязычное издание и некоторые англоязычные (по мотивом которого, у нас такое оформление). Эта книга вне гендерных стереотипов. Поэтому я выбрала эту эстонскую обложку, лично для меня она больше других созвучна произведению.
Я никогда раньше не читала Пэтчетт, но узнала о ней от Элизабет Гилберт в «Большом волшебстве», и вот так купила эту книгу. Я ни разу не пожалела об этой покупке. Она из числа тех, что хочется дарить, и я обязательно это сделаю. Она воодушевляет и дарит надежду. И объясняет, что все в нашей жизни на своем месте.
Знаете, я много раз слышала эту фразу, вежливо кивала или нейтрально молчала. Я не верила. И только сейчас, дочитав роман, я наконец поняла, что это значит.
Это удивительное чувство, за которое я благодарна Энн Пэтчетт.
|
</> |