Эмигрантское: можно ли называть "своей" не-родину, где живешь?

Что же касается самоидентификации, то с этим все несколько сложнее. Дочка, которая приехала в Штаты в 15 лет, конечно себя называет американкой, у нее ментальность давно ничем не отличается от нашего зятя, ну кроме может глубокой любви к японским анимэ и манга (впрочем, он тоже с удовольствием смотрит). А вот мы, старшее поколение, скорее всего добавим: "русские американцы", иначе нас немедленно спросят, а что это у нас за такой красивенький акцент. Проще сразу самим сообщить. И русский язык для нас играет большую роль, нам приятно, что он у нас есть. Впрочем лично меня английский тоже радует, я на нем читаю, смотрю кино и естественно работаю. К самоидентификации язык особого отношения не имеет, дочка свободно говорит на 3-х, и английский из них последний и наименее родной, что никак ей не мешает быть тут своей и говорить без акцента.
Можем ли мы себя индентифицировать как русских? Про себя скажу, что нет, я не могу. Я не чувствую принадлежности к России, "мы" это американцы, остальные - "они". Не берусь сказать, что это хорошо или плохо, так сложилось. Большая часть моей жизни прожита не в России, я впервые надолго уехала в Японию в 28 лет, прожила там с дочкой 8 лет, весьма объяпонилась. Хотя вот как раз там своей не стала, и это сыграло важную роль в решении ехать дальше. Ну а потом 25 лет в Штатах. Как ученый-биолог, я начинала карьеру в России. Но истинную возможность быть на переднем крае науки мне дали Япония и Штаты. Жизнь без науки я себе не представляла, мне было намного проще жить без России. Ностальгия была по началу сильная, но прошла за первые годы еще в Японии (когда мы каждый год ездили в Россию летом надолго ). А наука осталась на всю жизнь, и позволяет еще и нормально зарабатывать, и жить там, где я хочу, в окружении чудесной природы. Так что по карьере и всем моим душевным привязанностям, а заодно политическим взглядам - я американка. Друзья тоже в основном здесь, переехали, и мы летом ходим в местные годы своей еще школьной компанией (по 57-й математической в Москве).
Естественно, происходящее в России мне далеко не безразлично, но к самоидентификации это отношения не имеет. И я давно считаю, что каждый имеет право жить там, где хочет, и считать своей ту часть суши, где живет, вне зависимости от места рождения. Равно как и никто не обязан любить родину, если любовь эта прошла, это тоже личное дело. А иногда ведь бывает, что страны и государства так меняются, что не поймешь, где была родина, и остается только вот это личное ощущение: "свое" - "несвое".
Вот например мой дед, этнически наполовину венгр, наполовину немец. Родился в Нови Сад, вырос в Вене, во всем великолепии и нищете Австрийской империи. Участвовал в венгерской революции 1919, пешком прошел всю Европу, по дороге подхватывая новые языки (вырос двуязычным, потом набрал еще штуки 4). Из Европы дед уехал на пароходе в Штаты, где прожил 10 лет, получил гражданство. Потом эмигрировал в Советскую Россию с американским паспортом в 1929-м, и вроде бы прижился, русский выучил, женился, даже дважды, второй раз на русской девушке из Челябинска.. И тут 37-й, сталинские тюрьмы, пытки, 2 года кошмара, в который заодно попала и бабушка (полгода в Бутырках за грех быть женой американца). Потом отпустили, за что надо благодарить судьбу, все его знакомые иностранцы были расстреляны. Потом война, эвакуация в Ташкент, голод. Была ли деду своей эта Россия? Где родились оба сына, где он прожил больше 20 лет? Не думаю, после смерти Сталина он тут же уехал в Венгрию, в Будапешт, который вообще-то родным ему не был. Там и нашел покой на старости лет, жил тихо с русской женой, поливал цветочки на балконе чудесной квартиры в старом Пеште, ежегодно приглашал к себе внучку из России (меня).
Кстати, наша русская бабушка тоже нашла покой и счастье в Венгрии, хотя даже язык не смогла выучить. Существенную часть жизни она испытывала голод, прямой, физический от недостатка еды. И обожала готовить, а тут венгерские продукты, пряности, центральный рынок в Будапеште был ее любимым местом. Дед получал приличную пенсию как старый (выживший) коммунист, а бабушка наполняла квартиру чудесным запахами готовки, у нее был талант к кулинарии. И своей страной для деда с бабушкой была не-родина Венгрия. Когда дед умер, бабушка осталась в Венгрии с сыном и внуками.
А вот мой отец остался в России, хотя мог уехать в ту же Венгрию, или в Израиль, его мать, моя родная бабушка, еврейка. Но не захотел. И потом не захотел остаться в Штатах где провел много времени, работал, преподавал, и очень эту страну любил. Так что главное - это что самому человеку нужно. И я оставляю за собой полное право называть Штаты своей страной, у меня тут семья, друзья, дом, внучки. Равно как и считать своими местные горы, где у нас дача, и по которым мы с 2001-го прошли больше 15 тысяч километров.
А если кто несогласен, то это тоже личное дело, меня не касается. Давеча пришел ко мне в журнал некий товарищ, чтобы убедить меня в обратном. Причем был крайне настойчивым из серии "я гнался за вами два дня, чтобы сказать, что вы мне безразличны". Впрочем разговаривать с дятлами, которые долбят, я не стану. Забавно и то, что многие комментаторы совершенно не понимают, что попытки обидеть автора в его журнале обречены на неудачу, реально обидеть может только знакомый человек, которого уважаешь, и к мнению которого прислушиваешься. Таким знакомым можно стать только после продолжительного и приятного общения.
Все, хватит движухи. Закрываю комменты часов на 10. Времени больше тратить стало жалко.
|
</> |