"Елена"
koriolans — 07.11.2011 Дело было вечером, делать было нечего.По телевизору показывали "Елену" Звягинцева.
Посмотрел (как выясняется, не один я - пол-френдленты туда же). Угробил вечер, а заодно и настроение.
Еще раз поблагодарил свою интуицию за то, что подсказала мне не идти на это кино в кино.
Фильм простой, как три копейки.
Разумеется, Елена - преступница, и ничто ее не может оправдать (объяснить ее поступок может многое, оправдать - нет).
Разумеется, ее сын и его семья - быдло, которое разрастается и занимает собой пространство (здесь - откровенно лобовой символ - мы плюем с балкона на головы прохожих, с утра до ночи пялимся в ящик и режемся в компьютерные стрелялки).
Разумеется, муж Елены - дурак из дураков, если так обращался с женой-домработницей ("дай мне бумажку, я напишу завещание, в котором оставлю все дочери, а тебе немного на пропитание"; кстати, тоже пялится в ящик, что тоже как бы символизирует).
Преступление Елены остается ненаказанным, быдло торжествует, тьма накрывает всех (в прямом смысле - ближе к в финалу в квартире и во всем районе натурально пропадает свет).
Звягинцев постоянно шел к тотальной духовной чернухе и теперь уже окончательно пришел к ней.
Вспомните, в "Возвращении" при всех делах был определенный хэппи-энд - маньяк-папаша наконец-то невольно самоубился после истязаний деток.
В "Изгнании" был определенный выплеск жизненной энергии - Вера не хотела рожать жизнь в мир мертвецов, зная, что эта жизнь обречена.
В "Елене" уже не жалко никого, потому что все уже мертвецы при жизни. В финале на кровати, в которой умер от передоза виагры богатый муж Елены, лежит ее годовалый внук - уже заранее обреченный духовной смерти, потому что при таких родителях другого ему не светит.
Совсем уже для тупых последний кадр фильма замыкает круг: если в первом кадре на ветке дерева сидела птица, то в последнем - эта же ветка, но пустая.
Для чего нам все это показывают? Чтобы мы ужаснулись и отшатнулись от этого всего? Наверное, так и должна действовать на нас трагедия. Но для того, чтобы "Елена" стала трагедией, не хватает самой малости - а именно катарсиса. Нет очищения. Погружение в смерть есть, а выхода из нее не предвидится. Вообще.
P.S. Немного по касательной прошел через весь этот мрак образ дочери главного героя. Мне она показалась довольно заурядной, но умные люди пишут (http://golishev.livejournal.com/1741576.html), что в ней - ключ к пониманию всего. Я же был так подавлен общей духотой, что обратить внимания на этот луч света в ТЦ элементарно не хватило сил...
|
</> |