Елена

Это прекрасный текст, на самом деле, для меня это скорее литература, чем кино. И виртуозно написанный, все узлы завязаны, все ружья стреляют, нет ни одного случайного звука, ни одного случайного луча в кадре. Все рассказывает историю, на разных планах, с разной громкостью, в разном цвете.
Конечно же, это не история о том, как "прислуга жила с богатым хозяином". Что бы ни говорили пишбарышни сегодня. Не их вина, что они видят только это - как обычно, сказанное говорит больше о зрителе, чем о произведении, как таковом. В принципе, "Бремя страстей человеческих" о проститутке и молодом враче, "Анна Каренина" о неверной жене, а "Евгений Онегин" вообще о том, как на бедных не женятся, а за богатыми увиваются, так ведь?
"Елена" - трагедия шекспировского масштаба, происходившая миллионы раз за тысячи лет. Трагедия разного понимания близости, разного ощущения доверия, разного восприятия жизни. Не имеет значения богатство и бедность - так или иначе, никто не застрахован. Просто один человек считает, что он может решать за другого человека, как ему лучше и правильнее жить, кому протягивать руку, а кого наказывать. И однажды другого человека это перестает устраивать, и в ход идут любое оружие - деньги, власть, яд.
"Елена" - фильм о поединке. Карты на столе, ставка жизнь, выигрывает казино.
Не знаю, как можно видеть историю прислуги и не видеть, что идея совсем в другом - в том, что сами по себе деньги не защищают, что спасение исключительно в том, что в человеке надо видеть равного себе, способного чувствовать, как ты, любить и бояться, страдать и радоваться. Деньги не создают человека другого сорта, бедность не делает человека ниже, все это только иллюзии, желание объяснить сложное простым. Поиск удобных причин - она бедная, поэтому плохая. Он богатый, поэтому хороший и благородный. Или - она плохая, поэтому бедная, а он хороший, поэтому богатый?
Там нет плохих и хороших. "Елена" о людях, таких, какие они есть на самом деле - мстительных, любящих, властных и зависимых. Власть может обернуться поражением, зависимость превратиться во власть, родители оказываются марионетками в руках детей, невинно улыбающихся в камеру - мы ни о чем не просили, они сами решили, они сами убили, они сами умерли.