Экзаменационные истории-1
sapojnik — 07.04.2013 Вчера на дружеских посиделках стали вдруг вспоминать всякие экзаменационные истории. Расскажу сегодня первую.Дело было еще в школе, в выпускном 10-м классе. Да-да, в те баснословные года, когда я еще был школьником, и школу заканчивали в 10-м классе, и про ЕГЭ слыхом не слыхивали. Выбирать, по каким предметам выпускные сдавать, по каким нет, тоже было нельзя – сдавали по всем. И вот, как сейчас помню, одним из последних экзаменов была химия.
С химией, особенно органической, у меня и так-то были отношения сложные, а тут еще и готовиться к ней мне надо было в канун и непосредственно в сам день собственного рождения, отвлекаясь от приема гостей. Но я старался быть добросовестным. Как сейчас помню, всего там было 24 билета, я их учил последовательно, и дошел аж до 20-го. Тут меня уже настоятельно позвали за стол с праздничным лимонным пирогом, народ требовал именинника – и я плюнул на дальнейшее. 20 из 24х – ну куда ж еще большие шансы?
Так и пошел наутро на экзамен. В школе, с которой мне предстояло через несколько дней расстаться навсегда, все было по-серьезному: экзамен принимала цельная комиссия, в составе директрисы НинПалны, нашей классной Елены Максимовны и, естественно, школьной «химички» со странным именем Адель и отчеством Федоровна.
Вот, собственно, в этой Адели и была главная закавыка. Как-то у нас с ней не особо сложились отношения. Она вообще была несколько странноватая: появилась в школе пару лет назад, предмет свой вроде знала, но уроки вела чересчур нервно – частенько срывалась на крик и чуть ли не истерику. Поговаривали, что в школу она попала после того, как ее выгнали с химической кафедры какого-то ВУЗа. Было понятно, что Адель себя считала кем-то вроде «звезды в изгнании», на уроках фыркала на «эту вашу школьную программу» и, видимо, все время была в ожидании, что ее вот-вот с извинениями позовут обратно в горние сферы высшей школы и, возможно, чистой науки.
Ученики – и моего класса, и параллельного – «Аделю» не уважали, считали истеричкой и у них даже было что-то вроде спорта «давай доведем Адель». Но делали это нечасто – так как получалось очень уж громко и утомительно. Я-то как раз, на фоне беспрерывных «стычек с оболтусами» проскочил школьную химию почти без потерь, поскольку вел себя скромно.
Но все-таки полностью слиться с местностью не удалось. «Химичка» в отношении меня все-таки испытывала (совершенно, надо сказать, справедливо) смутные подозрения, что я ее предмет в действительно совсем не знаю. И понимала, что выпускной экзамен – последняя возможность вывести меня на чистую воду. Этим шансом она, как выяснилось, собиралась воспользоваться сполна.
Пришел я в класс, где шел экзамен и уже сидел с десяток таких же страдальцев, полный оптимизма. Подготовился-то я хорошо! Первые 20 билетов из 24х. Пошел вытягивать билет – и вытянул 22й. Закон подлости в действии!
Что-то там про свойства спиртов. Блин, какие спирты?? Я эти главки в учебнике и читал-то, дай бог, один раз… И тут еще, смотрю, а Аделя на меня как-то хищно поглядывает. Неужели завалить хочет?!
Ужас! Хорошо, что Лёха Шашлов, собиравшийся поступать в медицинский, отвечая раньше меня, прочитал зачем-то чуть ли не лекцию про ректификационные колонны. Я его ответ законспектировал, разбавил своими примечаниями в духе «без спиртов в народном хозяйстве никуда» - ну, хоть что-то. Теперь надо бы еще формулу хоть какую-то – химия ведь. Извлек из недр памяти какую-то странную формулу, а к ней еще вспомнилась какая-то дикая фраза. Ее тоже записал.
Настроение упало до похоронного. Понимаю, что весь мой запланированный ответ – узкая тропка в неизведанном, шаг влево, шаг вправо – срыв в пропасть. А если меня будут подталкивать дополнительными вопросами?! Я ж ничего не знаю! Мда, положение безнадежное… Что делать?
Народ по углам старательно списывает, некоторые даже учебники умудрились пронести. Но я-то шпаргалками не озаботился, учебника у меня тем более нет. А как бы он сейчас пригодился, эх!
Ну вот и меня «пригласили». Аделя, меня увидев, прямо перекосилась вся:
- А! Алексей! Наш, хе-хе, отличник! Что ж, давайте сейчас все и проверим твои познания… Что там? Ага, «Спирты». Так-так, очень интересно. Ну, рассказывайте.
Ну я и начал про ректификационные колонны. А что делать? Думаю, Адель сейчас прервет, спросит при чем здесь они? – а я и не знаю, как с них вырулить. Но Адель, видимо, как та кошка – хочет продлить удовольствие, знай кивает и жмурится, когти пока не выпускает. Я про колонны закончил, написал на доске формулу, а к ней – заготовленную фразу. Все равно больше говорить уже было практически нечего. Фраза такая:
- «В этой реакции спирт проявляет свойства щелочи».
На мой взгляд, фраза как фраза. Не бессмысленнее прочих, до этого сказанных. Директриса, которая в редкие «окна» вообще вела обществоведение, никак на нее не отреагировала, да и физичка наша, Максимовна, тоже восприняла нормально. Но не то – Адель. Она просто взвилась!
Взвилась и вдруг завопила:
- ЧТОО-ОООО??? Что ты сказал?? «Спирт проявляет свойства щелочи»??? Ты так сказал? Вот прямо так??! Да???
- Ну да, - подтвердил я, стараясь сохранять самообладание. Терять все равно было уже нечего, отступать поздно.
Адель сорвалась с места и начала буквально бегать по классу, бешено при этом жестикулируя. На ее лице играла хищная торжествующая улыбка.
- Вы слышали?! – кричала она. – Это позор!! Я даже не знаю, как на это реагировать!! Незнание основ. Спииии-иирт! И щелочь! КАК, как можно сравнивать?? Это поразительно! Неееет, Алексей – после такого… Положительную оценку?! Ну, я не знаю… Это… это… Немедленно исправьтесь!
Директриса, я мельком заметил, вышла из полудремоты и на всякий случай сурово поджала губы.
- А что тут исправлять? – спросил я тупо. – Я ведь это… как учили. Так в учебнике пишут, Адель Федоровна!
Это, конечно, была игра ва-банк. Как там пишут в учебнике, я, естественно, не знал. Но учебников на столе комиссии не было – я надеялся, что смогу хотя бы выиграть время. А то и свести противостояние к смутно знакомой схеме из голливудских фильмов про суды – «мои слова против ваших слов».
- Как?? Ты еще настаиваешь? Настаиваешь на своем невежестве?? Неслыханно! – гремела разбушевавшаяся химичка. Вдруг она осеклась и зловеще улыбнулась.
- Ну хорошо, - сказала она елейно. – Давай так. Мы сейчас посмотрим в учебник. Я уверена, что такой дикой ереси в нем просто быть не может. И если там этих слов нет… А их там точно нет! УЧЕБНИК!! – вдруг рявкнула она, протянув руку в направлении задних парт, где сидели другие экзаменующиеся. Она даже щелкнула пальцами нетерпеливо.
- Ну же! Давайте сюда учебник! Я знаю, что он у вас там есть. Давайте, за это вам ничего не будет!
После некоторой паузы где-то в районе «камчатки» действительно материализовался учебник и поплыл по рядам к Адели. Похоже, сцена захватила всех, даже наших троечников, и все с нетерпением ожидали развязки.
А Адель выхватила книжку с выражением палача, готовящегося привести приговор в исполнение. Учебник «Органическая химия» положили на парту и начали лихорадочно листать. Члены комиссии тоже вскочили с мест, подошли и самые смелые из одноклассников. Все сгрудились над текстом.
Один я старался сохранять спокойствие, хотя и с трудом. Что, собственно, меня поддерживало? Только одно соображение. Я был уверен, что столь нелепое сочетание непонятных мне терминов – «спирт проявляет свойства щелочи» - просто не могло самозародиться в моей несчастной голове. Значит, я где-то его прочитал! Но где? Ясно, что не в шахматной литературе и не любимых мною сборниках советской и зарубежной фантастики. Значит, где? Только в учебнике!
Тем временем учителя и школьники в едином порыве долистали до главы учебника «Свойства спирта». Десяток пар глаз впились в текст и просканировали его буква за буквой. Слов «спирт проявляет свойства щелочи» НЕ БЫЛО.
Все выдохнули. Адель развернулась ко мне – как танк разворачивает башню. Ее сузившиеся глаза как бы говорили «теперь ты мой». Все отхлынули от учебника, и он теперь сиротливо, раскрытый и никому не нужный, лежал на первой парте. На лицах еще недавно сочувствующих мне директрисы и классной появилось выражение скорби и легкой брезгливости – как обычно смотрят на неудачников.
- Ну что? – звенящим голосом спросила Адель.
Чувствуя, что школьный пол понемногу уходит у меня из под ног, я все ж предпринял последнее, что мне еще оставалось: подошел к учебнику и – перевернул страницу.
На обороте, как ни странно, главка о «свойствах спиртов» продолжалась. В середине страницы бросилась в глаза знакомая формула (уже написанная мною давеча на доске), а под ней – сакраментальная фраза: «в этой реакции спирт проявляет свойства щелочи».
На самом деле на этом для Адели еще ничего не было потеряно. Ей достаточно было всего лишь спросить меня – что, собственно, означает сия фраза. Мое полное фиаско было бы неминуемым.
Однако, обуреваемая своими демонами, несчастная Адель оказалась неспособна продолжать борьбу. Она посерела, потом побелела, потом пробормотала непослушными губами:
- Но… как… Это невозможно… Неправильно. Тут не совсем верная информация…
В дело вмешалась наша классная. Сверкая очками, она произнесла своим знаменитым металлическим голосом:
- Может быть, тут что-то и спорно. Но мы, знаете ли, Адель Федоровна, должны учить в соответствии с утвержденными учебными пособиями.
- Да-да… конечно… - прошептала убитая Адель. Она была похожа на проколотый шарик.
- Может быть, в таком случае мы уже отпустим Алексея? – продолжала напирать Максимовна. – Или у вас еще есть к нему вопросы?
- Нет, нет, - безвольно махнула рукой та. – Конечно. Отпустим. Пусть идет. Пять…
Уходя, я взглянул на Адель в последний раз. Она была похожа на Мюнхаузена из популярного фильма. На Мюнхаузена, который вдруг осознал, что 32 мая никому не нужно.
В принципе, пятерка в аттестате по химии мне оказалась в дальнейшем абсолютно ни к чему. Средний балл аттестата все равно нигде не учитывался. С таким же успехом она могла бы быть и тройкой.
А вопрос, этаким крохотным жучком-короедом, так и свербит с тех пор где-то в глубинах моего сознания: все-таки, проявляет спирт свойства щелочи или нет? И если да – то ЧТО ЭТО ВООБЩЕ ОЗНАЧАЕТ??
|
</> |