Экспериментальная площадка


Самолёт Bell X-14 был разработан во второй половине 50-х гг. конструкторами фирмы Bell Aircraft Corporation в раках работ по созданию самолётов вертикального взлёта и посадки. Самолёт оснащался двумя британскими турбореактивными двигателями британского производства Armstrong Siddeley Viper. Двигатели устанавливались в фиксированном положении, переход же от вертикального к горизонтальному полёту осуществлялся при помощи системы специальных жалюзи. При создании самолёта использовались узлы от лёгких самолётов, находившихся в серийном производстве: Beechcraft Bonanza (крылья и шасси) и Beechcraft T-34 Mentor (фюзеляж и хвостовое оперение). Первый вертикальный полёт самолёт совершил 19-го февраля 1957-го года, а спустя год, в мае 1958-го года был осуществлён и первый переход в горизонтальный полёт.

В 1959-м году двигатели британского производства были заменены на новые - General Electric J85, при этом самолёт получил новое название Х-14А. В том же году, самолёт был передан в исследовательский центр Национального аэрокосмического агенства США Ames Research Center.В 1971-м году самолёт прошёл глубокую модернизацию, в ходе которой, были установлены General Electric J85-GE-19, и бортовой компьютер для записи параметров полёта. Установка нового оборудования позволила расширить использование Х-14 в программе создания самолётов вертикального взлёта и посадки

Помимо научных экспериментов, самолёт активно использовался и для обучения пилотов. Так, в 1959-м году самолёт был освоен британскими лётчиками - это было сделано в рамках подготовки к испытаниям британского самолёта Hawker Siddeley P.1127 (прототипа истребителя-бомбардировщика Harrier). В начале 60-х гг. самолёт был освоен и астронавтами, проходившими курс подготовки по лунной программе.

В 70-х гг. существовала программа модернизации Х-14С, в ходе которой планировалось оснастить самолёт закрытой кабиной, а также создания тренажёра Х-14Т. Однако реализовать не удалось - 29-го мая 1981-го года во время испытательного полёта был повреждён после чего списан. В 1991-м году самолёт был найден и передан в частный музей Ropkey Armor Museum в Индианаполисе



|
</> |