Экскурсия UA.ProArts в музей
museums_kiev — 26.10.2010Кирилловская церковь – храм-крепость ХІІ в., который выдержал натиск монголо-татарских полчищ, устоял во времена борьбы с унией, прошел через духовно бесплодный XVIII век и пережил советское время, сохраняет чудесный ансамбль уникальных древних фресок а также роспись ХVІІ, XIX вв. (в частности, работы М. Врубеля, И. Ижакевича, М. Пимоненко). В 1963 г. Совет Министров УССР объявил Кирилловскую церковь XII столетия и башню с монастырской стены XVIII века архитектурными памятниками Украины. На сегодняшний день музей «Кирилловская церковь» является филиалом Национального заповедника «София Киевская».
История
Киевская Кирилловская церковь-крепость построена в середине XII
века черниговским князем Всеволодом Ольговичем в качестве
загородной резиденции и фамильной усыпальницы. Храм освятили в
честь Кирилла Александрийского – святого покровителя Всеволода
(Кирилла). Церковь расположена к северо-западу от исторического
центра древнего Киева, в урочище, называемом летописцами
"Дорогожичи" (сегодня это местность между улицами Фрунзе, Телиги и
Подольским спуском). Когда-то эта местность считалось одной из
далеких окраин Киева, сейчас же Дорогожичи – одно из оживленных
мест современного мегаполиса. Но древний храм продолжает сохранять
в себе дух прошлого.
Впервые о Кирилловском монастыре упоминается в Ипатьевской летописи
под 1171 г. Из этой же летописи также узнаем, что в 1194 году здесь
был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы
„Слово о полку Игореве".
Примерно в 1750-х годах на территории Кирилловской церкви был
построен монастырский комплекс, который, к сожалению, не
дожил до наших дней, оставив после себя только обломки стен и часть
фундамента. Археологические и биолокационные исследования
подтверждают упоминания многих авторов о существовании под
фундаментами храма загадочного подземного лабиринта.
В 1786 г. монастырь упраздняют, а на его территории открывают
Инвалидный дом для проживания престарелых и увечных киевлян
преимущественно из низших чинов воинского звания. С этого времени
Кирилловская церковь продолжает действовать уже как приходской
больничный храм, служившей в первую очередь для удовлетворения
духовных нужд насельников богоугодных заведений.
В начале XIX века (1803-1805 гг.) были возведены каменные постройки
Кирилловских богаделен со специальным отделением для душевнобольных
на 25 мест. Сюда с Подола был переведен дом для умалишенных,
преобразованный в советское время в психиатрическую больницу им.
Т.Г Шевченко. С Кирилловской психиатрической больницей связана
деятельность первого киевского врача-психиатра С. Штейберга,
трудившегося здесь с 1865 г.
За время своего существования церковь знала периоды запустения,
ремонты и обновления. Однако, несмотря на бурные события украинской
истории, Кирилловский храм в отличие от других святынь
Киевской Руси сохранился до наших дней практически в первозданном
виде. Древние архитектурные формы, монументализм,
статичность, лаконизм и сегодня четко читаются под более поздними
достройками. Незначительные изменения выразились в основном в
перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов,
возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов
лепным декором, во время проведения в XVII-XVIII вв. в монастыре
масштабных ремонтно-реставрационных робот при активном участии
известного киевского архитектора И. Григоровича-Барского. С тех пор
древняя Кирилловская церковь получила современный внешний облик с
характерными чертами украинской барочной архитектуры.
В советское время Кирилловскую церковь, с учетом ее
исключительной историко-архитектурной и художественной ценности,
совнарком УССР в 1929 г. провозгласил музеем. С этого
времени древний храм стал закрытым для богослужений. В 1963
г. руководство республики объявило Кирилловскую церковь и башню с
монастырской стены XVIII века архитектурными памятниками
Украины и включил ее в состав Софиевского заповедника. С
1965г. храм стает памятником совместного использования –
музеем-церковью.
Чудом уцелевшая во время многочисленных войн, Куреневской трагедии,
церковь из-за банальности могла погибнуть уже в наше время,
поскольку давно требовала реставрационно-ремонтных работ, в
частности по замене гидроизоляционных систем. Благодаря совместным
усилиям современных меценатов, чиновников и религиозной общины,
храм удалось спасти.
Архитектура и интерьер
Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные
настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и
интересных музеев страны.
Крестокупольная в плане (31,5х21,5 м), трехнефная, с шестью
опорными столбами, несущими систему сводов и купол (высота
интерьера до зенита 28,5 м). В западной части расположены хоры,
куда ведет узкая лестница (в северной стене). Там же находится
молельня, редко встречающаяся в других древнерусских храмах.
Особенностью Кирилловского храма является и крещальня, устроенная в
южной части нартекса, и аркосолии (погребальные ниши) в его
западной части. Все членения в плане не квадратные, как обычно, а
прямоугольные, благодаря этому пространство храма как бы «сжато» к
центру.
Немного грузный одноглавый массив сооружения отмечен аскетичностью
форм и суровым величием, но интерьер производит противоположное
впечатление. Он поражает просторностью и светлостью, тем, что в
древности называли
«звонкостью пространства». Впечатление огромности внутреннего
вида церкви достигнуто верно найденным масштабом соподчиненных
подкупольному пространству частей постройки, а также масштабом
фресковых изображений, необычайно монументальных.
Самым ярким достоянием храма, сохранившимся и сегодня,
являются росписи и фрески. В Кирилловской церкви
сохранились 800 кв. м оригинальных фресок XII века, обнаруженные во
время реставрации в XIX веке. Но тогда под руководством профессора
А. Прахова стенопись была обновлена масляными красками, и только в
60-х годах ХХ века уцелевшие фрагменты фресок раскрыли вновь.
Реставрационные работы выполняли преподаватели и учащиеся
Рисовальной школы им. Н. И.Мурашко, впоследствии известные
художники – И. С. Ижакевич, И. Ф. Селезнев, Х. П. Платонов, Н. К.
Пимоненко.
Фресковые сюжеты Кирилловской церкви не имеют живописных
аналогов в ни одной из сакральных памятников всего
византийско-балканского наследия. Особенного внимания
заслуживает цикл жития святых Кирилла и Афанасия Александрийских в
южной апсиде. В нартексе впервые в древнерусских храмах XII в.
написан «Страшный суд». Настоящий шедевр древнерусской живописи –
фреска "Ангел, свивающий небо". В подкупольной части церкви можно
увидеть изображения апостолов в барабане, евангелистов на парусах,
а также медальоны с вписанными в них фигурами мучеников. Из
темперной живописи XVII века на пилоне южного нефа сохранился
чрезвычайно выразительный портрет игумена Иннокентия Монастырского,
православного интеллектуала.
Среди масляной росписи, выполненной во время реставрации в XIX
веке, особое место занимают работы известного русского
художника Михаила Врубеля. Его знаменитые росписи —
"Сошествие Духа Святого" занимающее свод, “Евхаристия” – в
алтаре, "Въезд Христа в Иерусалим", "Благовещенье", “Сретение” и
монументальные фигуры апостолов Петра и Павла – на столбах
предалтарной арки. Эти произведения отличаются образностью,
глубоким реализмом и высоким живописным мастерством.
Специально для Кирилловской церкви художник написал и четыре иконы
для иконостаса, в том числе "Богородицу". В бездонных глазах этой
хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания
и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение
материнской скорби. По мнению многих искусствоведов,
«Богородица» Врубеля стоит в одном ряду с «Сикстинской
Мадонной» Рафаэля.
Напоминаем, что Международный культурный центр UA.ProArts – это негосударственная и некоммерческая организация. Стоимость участия в наших мероприятиях всегда равна стоимости заявленной музеем.
Стоимость входного билета 10 грн + экскурсионное обслуживание 4 грн на одного человека. Итого, общая стоимость участия – 14 грн.
Если есть возможность, берите с собой деньги "без сдачи" - тогда
процедура оплаты в музее будет проходить быстрее.
Фотографировать можно только наружную
часть!
- Можно регистрировать себя + 1 человек
- Если участник зарегистрировался, а затем не пришел на экскурсию и об этом не предупредил нас заранее ([email protected] или 095 885 36 73) – он навсегда исключается из списков рассылки с нашими приглашениями в музеи.
Группа 1 – 12:30, регистрация
открыта
Группа 2 - 14:30, регистрация
открыта
Пожалуйста, приходите вовремя! Координатор экскурсий – Дима Грамоданов, 095 885 36 73 (запишите телефон для оперативной связи)
Регистрация на данное мероприятие обязательна. Присылайте подтверждение об участии на [email protected] (имя, номер группы, номер мобильного телефона)
Обязательное условие участия – наличие
письма-подтверждения с нашей стороны, которое мы вышлем в течение
1-2 суток.
Встречаемся в воскресенье (31.10.2010) на
платформе станции метро “Дорогожичи” (12:30 или 14:30), затем
пару остановок подъедем городским транспортом.
До скорой встречи!
С любовью,
команда Международного культурного
центра UA.ProArts
|
</> |