Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель
nash_dvor — 31.07.2024В прошлый раз мы прогуливались по Большой Московской улице — Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 4. Большая Московская; а сегодня пройдемся по Парку имени А. С. Пушкина и посмотрим местные достопримечательности.
Парк начинается сразу за памятником Рублёву.
Парк имени Пушкина (Пушкинский бульвар) входит в число важнейших достопримечательностей Владимира. Находится он в историческом центре, занимает территорию в 8,7 га и соседствует с известными памятниками — Успенским собором, Музейным центром «Палаты», Дмитриевским собором в парке Липки.
Со смотровой площадки видны достопримечательности Георгиевской улицы и её окрестностей. Сейчас мы, по-моему, наблюдаем маковку Храма в честь благоверных князей равноапостольного князя Владимира, Александра Невского и всех князей Владимирских —
Мы продолжаем двигаться по парку в направлении от Большой Московской улицы, в поле зрения попадает Церковь Георгия Победоносца и дальше за ней — Никольская церковь:
Но об этих и других объектах я уже написал, если интересно можно ознакомиться здесь — Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 2. Спасская улица.
А у нас впереди под торжественную музыку практикующего на дикой публике музыканта вырисовывается памятник Князя Владимира и святителя Фёдора —
Ещё один взгляд на ранее пройденный маршрут —
Памятник крестителям Владимирской земли — памятник во Владимире, воздвигнутый в честь Владимира Великого и святителя Фёдора, которые официально считаются крестителями Владимирской земли:
Монумент был установлен и торжественно открыт 28 июля 2007 года во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир. Был отлит на Жуковском литейном заводе. В его создании участвовал известный скульптор из Москвы и заслуженный художник России Сергей Исаков. Основные средства на изготовление и установку памятника были выделены Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца. Монумент был освящён архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Памятник установлен недалеко от Успенского собора.
Святой Владимир Святославич (Володимѣръ Свѧтославичь; около 956, неизвестно — 15 июля 1015, Берестово) — князь новгородский (970—988) и великий князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).
В былинах стал прототипом Владимира Красное Солнышко. Прославлен в лике святых как равноапостольный. День памяти в русском православии и католичестве— 15 (28) июля и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских и Волынских святых.
От памятника уже виден Успенский собор —
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — православный храм во Владимире, кафедральный собор Владимирской епархии Русской православной церкви. Выдающийся памятник белокаменного зодчества Древней Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. В настоящее время собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Успенский собор — единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва. В слое строительного мусора под полом (Северный неф Успенского собора, канал калориферного отопления) обнаружена пластинка с надписью (середина XII века).
В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Успенский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Ныне Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и музея, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
Фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма.
А мы пока обойдем вокруг памятника Владимиру.
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): «Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть» («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».
Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает: И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан […] И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам.
Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял
решение о крещении «по закону греческому».
В редакции службы св. равноапостольному князю Владимиру, дошедшей
до нас в рукописи XIV века (Софийское собрание. № 382), сообщается,
что князь Владимир побуждает креститься свою бабушку Ольгу.
Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир
принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василеве или
Корсуне — были утеряны в Киевской Руси ещё в начале XII века, во
времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо
сообщает. Датой Крещения Киевской Руси традиционно считается
летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на
987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения
Руси.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в
Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось
восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской
земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в
силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались
меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество
господствовало у вятичей).
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская
Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского
патриархата.
С этого ракурса виден святитель Фёдор —
Епископ Феодор (ум. 1286/1287) — епископ Владимирский,
Суздальский и Нижегородский. В большей части летописей он
называется епископом «Володимерю и Суздалю», дважды епископом
«Володимерю, и Суздалю, и Новугороду Нижнему», а также просто
епископом Владимирским.
Почитается Русской православной церковью в лике святителей.
Феодор, епископ суздальский и владимирский (1276—1286 гг.). Летописи называют его игуменом Константино-Еленинского монастыря Киевской епархии, поставленным в 1276 г. в епископа Владимиру, Суздалю и Нижнему Новгороду. Существование монастыря с таким названием в Киевской епархии весьма сомнительно. Из жизни епископа Феодора известно только, что в 1280 г. он вместе с другими архиереями находился в Переславле-Залесском при отпевании скончавшегося в декабре месяце митрополита Кирилла и провожал его тело чрез Владимир до Киева. Годом кончины епископа Феодора считается 1286-й или 1287-й; погребен он во Владимирском Златоверхом Успенском соборе, «и гроб его доселе зрим».
А мы наблюдаем пойму реки Клязьмы со смотровой площадки —
Клязьма — река в Европейской части России, крупнейший левый приток Оки. Протекает по территории города Москвы; Московской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей.
Одна из основных водных транспортных артерий Средневековой Руси.
На берегах реки и всего бассейна издавна селился человек. Археологами раскопаны стоянки древнего человека эпохи палеолита — знаменитая Сунгирь, мезолита — например, у деревни Саурово, около Павловского Посада, много неолитических (в том числе у посёлка Большое Буньково Ногинского района — стоянки льяловской и фатьяновской культур), поселения дьяковской культуры. Позднее берега Клязьмы заселяли такие племена, как мещера, меря и мурома. Им на смену пришли славяне, о чём свидетельствуют многочисленные славянские курганные могильники вдоль берегов Клязьмы.
По предположению краеведа А. Ф. Малявко, название реки Клязьма имеет финно-угорское происхождение и может быть переведено как «место богатое рыбой» («kalaisa maa»).
С рекой и её притоками связано развитие всего северо-востока Руси, начиная с Владимиро-Суздальского княжества (XII век). В это время река с притоками использовалась для судоходства на всём своём протяжении, что дало возможность далеко распространить своё влияние, а водные пути Клязьма — Сходня — Москва и Клязьма — Яуза — Москва, использовавшиеся ещё до славянского расселения, развили хозяйственную основу. Следы этого торгового пути сохранились в топонимике. Так, например, город Мытищи назван так потому, что располагался близ волока Яуза — Клязьма, а местные жители за услуги по перевозке грузов из реки в реку брали мыт (пошлину). Соседняя с Мытищами деревня называлась Баскаки, так как там сидели сборщики налогов (собственно, баскаки), контролировавшие волок и сбор пошлины.
Со времён развития промыслов (XVII век) Клязьма сконцентрировала множество бумажных, керамических и особенно текстильных производств, сначала ремесленных, а позже фабричных и заводских.
В 1937 году в рамках индустриализации СССР завершено строительство канала имени Москвы, верховья Клязьмы были перекрыты Пироговской плотиной, образовавшей Клязьминское водохранилище. Сток через плотины, попутно вырабатывая электроэнергию, стал регулироваться и питаться водами верхней Волги и рек севера Московской области.
На реке расположены такие крупные города, как Химки, Долгопрудный, Щёлково, Королёв, Лосино-Петровский, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Собинка, Владимир, Ковров, Вязники, Гороховец.
Река обеспечивает водой как многочисленные производства, так и жителей крупных поселений в среднем и нижнем течении.
Судоходна на 267 км от устья до Владимира, используется для перевозки грузов баржами (в том числе намываемых здесь же песков). Полноценное судоходство в среднем течении ограничено малой глубиной и каменистым дном участка между Ковровом и Мстёрой. В целом река относится к VII классу по российской квалификации водных путей.
Есть грузовой порт в Вязниках, исторический судостроительный завод в Гороховце.
А мы уходим от памятника, движемся в направлении храма...
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м).
Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.
В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод Большое Гнездо.
Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как владимирские мученики.
От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.
Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.
На протяжении XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту губернского архитектора Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя благоверного князя Георгия Всеволодовича (в миру Юрия) который с севера слился с нижним ярусом колокольни.
В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886—1891 годах собор под руководством академика Забелина отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.
В 1926 году собор был закрыт для богослужения и был передан Владимирскому историческому музею (с 1958 года — Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В 1944 году собор был вновь освящён, и с этого времени одновременно является действующим собором и отделом музея.
В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.
И несколько слов о епархии.
Владимирская епархия — епархия Русской православной церкви,
объединяющая приходы и монастыри в средней части Владимирской
области (в границах города Владимира, а также Радужного,
Гусь-Хрустального, Ковровского, Камешковского, Собинского,
Судогодского и Суздальского районов). Входит в состав Владимирской
митрополии.
Кафедральный собор — Успенский во Владимире.
Правящий архиерей с 28 декабря 2018 года — Тихон, митрополит
Владимирский и Суздальский.
А мы вернулись к Соборной площади и памятнику 850 лет городу Владимиру —
Монумент в честь 850-летия города Владимира — монумент, воздвигнутый в честь 850-летия города Владимира, столицы Владимиро-Суздальского княжества. Памятник является одной из визитных карточек Владимира и излюбленным местом встречи жителей города.
Памятник был заложен в 1958 году и был открыт в 1960 году. Монумент расположен в центре Соборной площади. В советской историографии считалось, что город Владимир был основан в 1108 году князем Владимиром Мономахом. Эта точка зрения преобладает и в современной исторической науке.
Памятник представляет собой стеллу высотой 22 метра. В трёх углублениях находятся отлитые из бронзы фигуры зодчего, рабочего и воина. Над фигурами запечатлены наиболее значимые для города исторические события и их героев. Над зодчим — медальоны с портретами Владимира Мономаха и Андрея Боголюбского, барельефы владимирского зодчества и древнего художественного ремесла. Над воином — медальоны с портретами Александра Невского и Дмитрия Пожарского, а также барельефы с событиями такие как въезд Александра Невского на великое княжение в 1252 году и сбор земского ополчения князем Пожарским. Над голово