Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

топ 100 блогов nash_dvor31.07.2024

В прошлый раз мы прогуливались по Большой Московской улице — Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 4. Большая Московская; а сегодня пройдемся по Парку имени А. С. Пушкина и посмотрим местные достопримечательности.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Парк начинается сразу за памятником Рублёву.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Парк имени Пушкина (Пушкинский бульвар) входит в число важнейших достопримечательностей Владимира. Находится он в историческом центре, занимает территорию в 8,7 га и соседствует с известными памятниками — Успенским собором, Музейным центром «Палаты», Дмитриевским собором в парке Липки.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Со смотровой площадки видны достопримечательности Георгиевской улицы и её окрестностей. Сейчас мы, по-моему, наблюдаем маковку Храма в честь благоверных князей равноапостольного князя Владимира, Александра Невского и всех князей Владимирских — 

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Мы продолжаем двигаться по парку в направлении от Большой Московской улицы, в поле зрения попадает Церковь Георгия Победоносца и дальше за ней — Никольская церковь:

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Но об этих и других объектах я уже написал, если интересно можно ознакомиться здесь — Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 2. Спасская улица.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

А у нас впереди под торжественную музыку практикующего на дикой публике музыканта вырисовывается памятник Князя Владимира и святителя Фёдора — 

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Ещё один взгляд на ранее пройденный маршрут — 

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Памятник крестителям Владимирской земли — памятник во Владимире, воздвигнутый в честь Владимира Великого и святителя Фёдора, которые официально считаются крестителями Владимирской земли:

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Монумент был установлен и торжественно открыт 28 июля 2007 года во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир. Был отлит на Жуковском литейном заводе. В его создании участвовал известный скульптор из Москвы и заслуженный художник России Сергей Исаков. Основные средства на изготовление и установку памятника были выделены Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца. Монумент был освящён архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Памятник установлен недалеко от Успенского собора.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Святой Владимир Святославич (Володимѣръ Свѧтославичь; около 956, неизвестно — 15 июля 1015, Берестово) — князь новгородский (970—988) и великий князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

В былинах стал прототипом Владимира Красное Солнышко. Прославлен в лике святых как равноапостольный. День памяти в русском православии и католичестве— 15 (28) июля и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских и Волынских святых.

От памятника уже виден Успенский собор — 

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — православный храм во Владимире, кафедральный собор Владимирской епархии Русской православной церкви. Выдающийся памятник белокаменного зодчества Древней Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. В настоящее время собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Успенский собор — единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва. В слое строительного мусора под полом (Северный неф Успенского собора, канал калориферного отопления) обнаружена пластинка с надписью (середина XII века).

В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Успенский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Ныне Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и музея, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

А мы пока обойдем вокруг памятника Владимиру.

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): «Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть» («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает: И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан […] И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
В редакции службы св. равноапостольному князю Владимиру, дошедшей до нас в рукописи XIV века (Софийское собрание. № 382), сообщается, что князь Владимир побуждает креститься свою бабушку Ольгу.

Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василеве или Корсуне — были утеряны в Киевской Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Датой Крещения Киевской Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. 

С этого ракурса виден святитель Фёдор — 

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Епископ Феодор (ум. 1286/1287) — епископ Владимирский, Суздальский и Нижегородский. В большей части летописей он называется епископом «Володимерю и Суздалю», дважды епископом «Володимерю, и Суздалю, и Новугороду Нижнему», а также просто епископом Владимирским.
Почитается Русской православной церковью в лике святителей.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Феодор, епископ суздальский и владимирский (1276—1286 гг.). Летописи называют его игуменом Константино-Еленинского монастыря Киевской епархии, поставленным в 1276 г. в епископа Владимиру, Суздалю и Нижнему Новгороду. Существование монастыря с таким названием в Киевской епархии весьма сомнительно. Из жизни епископа Феодора известно только, что в 1280 г. он вместе с другими архиереями находился в Переславле-Залесском при отпевании скончавшегося в декабре месяце митрополита Кирилла и провожал его тело чрез Владимир до Киева. Годом кончины епископа Феодора считается 1286-й или 1287-й; погребен он во Владимирском Златоверхом Успенском соборе, «и гроб его доселе зрим».

А мы наблюдаем пойму реки Клязьмы со смотровой площадки — 

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Клязьма — река в Европейской части России, крупнейший левый приток Оки. Протекает по территории города Москвы; Московской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей.

Одна из основных водных транспортных артерий Средневековой Руси.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

На берегах реки и всего бассейна издавна селился человек. Археологами раскопаны стоянки древнего человека эпохи палеолита — знаменитая Сунгирь, мезолита — например, у деревни Саурово, около Павловского Посада, много неолитических (в том числе у посёлка Большое Буньково Ногинского района — стоянки льяловской и фатьяновской культур), поселения дьяковской культуры. Позднее берега Клязьмы заселяли такие племена, как мещера, меря и мурома. Им на смену пришли славяне, о чём свидетельствуют многочисленные славянские курганные могильники вдоль берегов Клязьмы.

По предположению краеведа А. Ф. Малявко, название реки Клязьма имеет финно-угорское происхождение и может быть переведено как «место богатое рыбой» («kalaisa maa»).

Мост имени 850-летия г. Владимира
Мост имени 850-летия г. Владимира

С рекой и её притоками связано развитие всего северо-востока Руси, начиная с Владимиро-Суздальского княжества (XII век). В это время река с притоками использовалась для судоходства на всём своём протяжении, что дало возможность далеко распространить своё влияние, а водные пути Клязьма — Сходня — Москва и Клязьма — Яуза — Москва, использовавшиеся ещё до славянского расселения, развили хозяйственную основу. Следы этого торгового пути сохранились в топонимике. Так, например, город Мытищи назван так потому, что располагался близ волока Яуза — Клязьма, а местные жители за услуги по перевозке грузов из реки в реку брали мыт (пошлину). Соседняя с Мытищами деревня называлась Баскаки, так как там сидели сборщики налогов (собственно, баскаки), контролировавшие волок и сбор пошлины.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Со времён развития промыслов (XVII век) Клязьма сконцентрировала множество бумажных, керамических и особенно текстильных производств, сначала ремесленных, а позже фабричных и заводских.

В 1937 году в рамках индустриализации СССР завершено строительство канала имени Москвы, верховья Клязьмы были перекрыты Пироговской плотиной, образовавшей Клязьминское водохранилище. Сток через плотины, попутно вырабатывая электроэнергию, стал регулироваться и питаться водами верхней Волги и рек севера Московской области.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

На реке расположены такие крупные города, как Химки, Долгопрудный, Щёлково, Королёв, Лосино-Петровский, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Собинка, Владимир, Ковров, Вязники, Гороховец.

Река обеспечивает водой как многочисленные производства, так и жителей крупных поселений в среднем и нижнем течении.

Судоходна на 267 км от устья до Владимира, используется для перевозки грузов баржами (в том числе намываемых здесь же песков). Полноценное судоходство в среднем течении ограничено малой глубиной и каменистым дном участка между Ковровом и Мстёрой. В целом река относится к VII классу по российской квалификации водных путей.

Есть грузовой порт в Вязниках, исторический судостроительный завод в Гороховце.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

А мы уходим от памятника, движемся в направлении храма...

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м).

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод Большое Гнездо.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как владимирские мученики.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

На протяжении XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту губернского архитектора Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя благоверного князя Георгия Всеволодовича (в миру Юрия) который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886—1891 годах собор под руководством академика Забелина отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

В 1926 году собор был закрыт для богослужения и был передан Владимирскому историческому музею (с 1958 года — Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В 1944 году собор был вновь освящён, и с этого времени одновременно является действующим собором и отделом музея.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

И несколько слов о епархии.
Владимирская епархия — епархия Русской православной церкви, объединяющая приходы и монастыри в средней части Владимирской области (в границах города Владимира, а также Радужного, Гусь-Хрустального, Ковровского, Камешковского, Собинского, Судогодского и Суздальского районов). Входит в состав Владимирской митрополии.
Кафедральный собор — Успенский во Владимире.
Правящий архиерей с 28 декабря 2018 года — Тихон, митрополит Владимирский и Суздальский.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

А мы вернулись к Соборной площади и памятнику 850 лет городу Владимиру — 

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Монумент в честь 850-летия города Владимира — монумент, воздвигнутый в честь 850-летия города Владимира, столицы Владимиро-Суздальского княжества. Памятник является одной из визитных карточек Владимира и излюбленным местом встречи жителей города.

Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Владимир — 5. Князь Владимир и святитель

Памятник был заложен в 1958 году и был открыт в 1960 году. Монумент расположен в центре Соборной площади. В советской историографии считалось, что город Владимир был основан в 1108 году князем Владимиром Мономахом. Эта точка зрения преобладает и в современной исторической науке.

Памятник представляет собой стеллу высотой 22 метра. В трёх углублениях находятся отлитые из бронзы фигуры зодчего, рабочего и воина. Над фигурами запечатлены наиболее значимые для города исторические события и их героев. Над зодчим — медальоны с портретами Владимира Мономаха и Андрея Боголюбского, барельефы владимирского зодчества и древнего художественного ремесла. Над воином — медальоны с портретами Александра Невского и Дмитрия Пожарского, а также барельефы с событиями такие как въезд Александра Невского на великое княжение в 1252 году и сбор земского ополчения князем Пожарским. Над голово

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не занятно ли, что французский эквивалент нашего оборота «и швец, и жнец, и на дуде игрец», - - ê tre au four et au moulin (быть и у печи, и на мельнице) – - существует у них только в форме отрицательной модальности. Т.е. всегда ...
Голоса сегодня нет. Три вечера по пять часов бесконечного бла-бла-бла в попытке переорать мясорубку - и вот он результат. Я вообще когда из Москвы возвращаюсь неделю не разговариваю. Лимит разговорчивости исчерпывается. Спасибо всем кто пришел! Вы чудесные!! и время с вами пролетело быстр ...
Посмотрел "Tropa de Elite" и сиквел к нему . Фильмы посвящены B.O.P.E. , а я к этим ребятам отношусь позитивно, т.к. их ругают либерасты. "Если Евтушенко против колхозов, то я - за." Пгавозащитники плохую вещь ругать не будут. Конечно, в вымышленных вариантах , где ополченцы из ...
Это ещё одна очевидная, как мне кажется вещь, но, думаю, стоит её озвучить. Знаю, пропаганда в РФ часто рассказывает, что в США спят и видят, как бы напасть на Россиюшку, расчленить её и украсть все ресурсы. Неоднократно в дискуссиях под моими постами кто-то рассказывал, как американцам ...
В коллекцию кредитных историй клинических русофобов сегодня буквально ворвался целый укроiньскiй пiлкiвнiк Сашко Сэмчэнко. == Немножко из кредитной истории беглого хуторянина Сашко Семченко . Не успел свинопас обосноваться в России, как тотчас со всем тщанием и прилежанием принялся ...