Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Спасо-Евфимиев монастырь. 1

В прошлый раз мы прогулялись в Суздале возле Гостиного двора— Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Суздаль: Гостиный двор. 1, Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Суздаль: Гостиный двор. 2; а нынче поедем в Спасо-Евфимиев монастырь —

Спасо-Евфимиев монастырь — мужской монастырь Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный в северной части Суздаля, на левом берегу реки Каменки.
Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.
В связке с другими архитектурными комплексами Владимира и Суздаля монастырь внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь монастырский ансамбль входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Близ восточной стены Спасо-Преображенского собора предположительно находится могила князя Дмитрия Пожарского. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. Ныне на месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.
Но прежде мы подъехали к Церкви Смоленской иконы Божией Матери —

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери — приходской православный храм в городе Суздале Владимирской области. Входит в состав Суздальского городского благочиния Владимирской епархии Русской православной церкви. Памятник русской архитектуры конца XVII — начала XVIII века.

Храм был построен в 1696—1706 годах в слободе Скучилиха, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле. В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен. В 1960 году в храме архитектором О. Г. Гусевой проведена реставрация.
Рядом — сквер имени Д.М. Пожарского и памятник ему —

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1577 — 20 (30)
апреля 1642) — воевода, русский национальный герой, военный и
политический деятель, глава Второго народного ополчения,
освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
Князь Дмитрий Пожарский родился 1 ноября 1577 года. Его отец Михаил
Фёдорович Глухой в 1571 году женился на Марии (Евфросинии)
Фёдоровне Беклемишевой, происходившей из древнего дворянского рода.
В составе приданого Марии Фёдоровны было село Берсенево в Клинском
уезде, где, вероятнее всего, и родился Дмитрий, так как Суздальские
земли князей Пожарских, в том числе и село Мугреево (Волосынино),
были конфискованы в 1565 году царём Иваном Грозным.
И мы идем в монастырь....

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, его сыном Иваном, князьями Пожарскими и др.


У стен монастыря 7 июля 1445 года произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.


В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл,
позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и
Белозерским.
Упоминается в Переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Князь-эмигрант пишет царю: «А что за городом Суздалем имеется
Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело
пьянственны».

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (1550-е
—1560-е гг.) — монументален и строг; о традициях белокаменной
архитектуры Суздаля XIII века (о Рождественском соборе Кремля)
напоминает аркатурный пояс на фасаде; впрочем, аркатурный пояс
присутствует и в соборе суздальского Покровского монастыря
(1510—1518). Гордость собора — фрески XVI века, открытые
реставраторами на фасадах, и росписи знаменитых мастеров Гурия
Никитина и Силы Савина (XVII век).
В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич, а 16
мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия дома Романовых —
император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и
Анастасией.

Ограда монастыря долгое время оставалась деревянной. Деревянную
ограду заменили каменной в 1664 году. Она значительно увеличила
территорию монастыря, охватив геометрический многоугольник с
периметром около 1200 м. Новая каменная крепость построена по всем
правилам фортификации: высокие стены, расширяясь кверху, снабжены
двумя рядами «машикулей»; поверх стены имелся ход под деревянным
навесом; 12 башен приспособлены для боя и хранения боеприпасов.
Главная башня — прямоугольная — в отличие от прочих (гранёных и
круглых) — высотой 22 м, обращена на юг, в сторону города.
Крепостная монументальность и практический смысл проездных и
проходных ворот-арок сочетаются в ней с декоративным кирпичным
узорочьем суздальских посадских церквей.
А мы следуем к Благовещенской надвратной церкви —

Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI века,
до возведения новых каменных стен здесь были главные ворота
монастыря и его южная граница.
Здание XVII века представляет собой небольшой бесстолпный
одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно
выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Декоративное
убранство составляют килевидные закомары-кокошники, лопатки и
карниз в верхней части фасадов, окна с килевидными наличниками
разного масштаба и на разной высоте, киоты над проездной аркой.
Наряд южного главного фасада несколько богаче. Очень украшают
здание как бы сдвоенные окна паперти. В Благовещенской церкви
сохранилась настенная роспись XIX века.

Справа — Аптекарский огород:

Своеобразной экспозицией под открытым небом является Аптекарский огород. На монастырских подворьях издавна выращивались лекарственные травы, так как монахи вынуждены были обеспечивать себя сами всем необходимым, в том числе и лекарствами.

Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря сохранился из глубины веков. Он восстановлен и поддерживается силами Владимир-Суздальского музея-заповедника. Ежегодно здесь выращивается около 60 видов лекарственных растений.

А мы пока проследуем вглубь монастыря через надвратную церковь—



Главная проездная башня (взгляд назад) —


Собственно монастырский двор —

Справа — Братский корпус:

Построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание. В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяжённой (почти 100-метровой длины) северной части второй этаж был перестроен в XIX веке. Украшением здания являются наличники разного фасона, нарядные деревянные галереи-крыльца; корпус покрыт высокими тесовыми кровлями — «колпаками».

В корпусе помещалась настоятельская, келарская келья, кладовая и дневальная палаты «да братских каменных о дву апартаментах 7 келей... а в тех кельях живут по 3 и 4 монаха».
Благовещенская церковь с обратной стороны —


Слева — Архимандритский корпус:

Построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».

Первоначальное назначение корпуса: вверху — казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу — приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 годами сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

В скверике — беседочка, именуемая Киворий:

Киворий (греч. κιβώριον, лат. ciborium — стручок египетского боба). Предположительно, у древних египтян так назывался плод лотоса, который служил сосудом для питья (в иной версии это была скорлупа боба). Затем у греков и римлян это название было перенесено на металлический сосуд, имевший похожую форму. В древнеримской архитектуре «киборий» — навес для защиты от солнца.

В России принято название «алтарная сень». Такие сени, или балдахины, устраивали над ковчегами с мощами святых, чтимыми иконами, святыми источниками, тронами и молельными местами царей, архиереев, настоятелей монастырей и ктиторов (богатых вкладчиков и благотворителей).

А мы вышли к звоннице —

Слева — Успенская церковь:

Успенская трапезная церковь (последняя четверть XVI века) представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.

К храму примыкает Диомидовский придел — миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой.

Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей — «колпаком». Интерьер церкви и трапезной палаты хранит фрагменты настенных росписей XVI века.

С западной стороны с Успенским храмом соединяется трапезная палата — двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху — для общей трапезы, внизу — для хозяйственных служб (хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палатка).

Перед нами — Спасо-Преображенский собор:

Главный храм Спасо-Евфимиева монастыря — Спасо-Преображенский собор — построен в XVI веке в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия — с южной и святого Сергия Радонежского — с северной стороны. Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII века.

Справа от собора — Некрополь князей Пожарских и Хованских:

Национальный герой России князь Дмитрий Пожарский был похоронен
в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в 1642 году. В
1885 году над его могилой на народные средства был сооружён
памятник-часовня по проекту архитектора А. М. Горностаева. В 1933
году памятник был разрушен.
В 2009 году года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На
месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита.
Рядом с местом погребения — памятник-часовня.
Слева от собора —просторный луг:


Рассмотрим Звонницу —

Сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI — XVII веков. Древнейшая часть — столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» построена в 1-й четверти XVI века. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во 2-м ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом, в конце XVII века верх был изменён на шатровый.

В конце XVI века к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым. В конце XVII века пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой. Самый большой колокол на звоннице в XVII веке весил 355 кг, в XVIII веке — 560 кг. В XVII веке над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства».

Сейчас на звоннице развешены 17 колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Спасо-Преображенский собо́р — православный храм в городе Суздале Владимирской области, кафоликон Спасо-Евфимиева монастыря. Памятник русского зодчества второй четверти XVI века. В настоящее время входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника —

Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора).

Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующие столетия его внешний облик был несколько искажён. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.

В XVII веке собор был украшен наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно-колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами, два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.
На сегодня — всё. Следующим разом внутрь зайдем...
Продолжение следует
С использованием материалов — https://vladmuseum.ru/ru/geografiya-muzeya/suzdal/spaso-evfimiev-monastyr/