Экосистемы.


© Алексей Меринов
Пишет Александр Шапиро (burrru).
Крупная финансовая компания наняла меня на неделю, чтобы я помог разрулить конфликт в её лондонском филиале между группой менеджеров и отделом программистов. Подробности не важны и конфиденциальны. Но некоторые общие мысли заслуживают быть записанными.
Код отражает характер программиста. Проект отражает взаимоотношения в команде программистов. Если в команде отношения сугубо рабочие, то код будет модулярным, понятным и легко поддерживаемым. Но его функциональность будет ограничена проектом. Если в команде отношения дружеские, со своей внутренней культурой и традициями, то код будет сложной экосистемой. Она не модулярная, её сложно понять и ещё сложнее поддерживать. Но команда может эту экосистему а) развивать, б) адаптировать под непредсказуемые сценарии.
Пример 1
Гугл образца 2010 года. Лучшие программисты работают в лучших условиях под знаменитым девизом Don’t be evil. 20% времени они могут работать над своими идеями, которые иногда становятся проектами компании. В итоге банальный поисковник становится сервисом почты, хранилищем документов, сервисом видео, навигатором, итд итп. Но за 14 лет Гугл тотально политизируется и превращается в Гулагл: нанимает одноногих-чернокожих-лесбиянок, удаляет из результатов поиска диссидентов, не показывает в поиске сайты политических противников, удаляет неугодные видео. Убирает девиз, а заодно прекращает программу 20%. В итоге Гулагл не только не развивает AI первым, как все ожидали, но даже оказывается не в состоянии сделать собственную версию AI. Причина очевидна – Гулагл своим политизированным стилем управления разрушил внутреннюю экосистему. Это стало особенно заметно, когда Гулагл выставил себя на посмешище, временно выпустив свою версию AI, которая в ответ на запрос нарисовать нацистских офицеров, рисовала их в соответствии с политическими указаниями по diversity: чернокожие в форме СС. Никто ни на секунду не сомневается, что Гугл образца 2010 года был бы лидером в AI. Было бы несколько внутренних проектов, и они, а не ChatGPT стали бы первым AI в мире. Но политизированное начальство разрушило человеческую экосистему.
Пример 2
Есть такое выражение: “Сталин взял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой”. Это не совсем точно. Правильно так: “Сталин взял Россию с сохой, а оставил с сохой и атомной бомбой”. Причина успеха советской атомной программы в таких шарашках, как Арзамас-16, где ученые работали дружным коллективом над сложным интересным проектом – эффективная (по меркам СССР) экосистема. Не удивлюсь, если в Гугле сейчас есть своя шарашка: проект AI, где работает 99% белых нормальных мужиков, а паникующему руководству плевать на идеологию – лишь бы выкатили AI как можно скорее.
Кстати, о бомбе. Если бы нацисты в 1930-е не зациклились на антисемитизме, то ни Эйнштейн, ни остальные великие физики не эмигрировали бы в США. Манхэттенский проект случился бы в Берлине, и весь мир сейчас говорил бы не по-английски, а по-немецки. Но как нацистам было догадаться, что убивать евреев – себе дороже? Не из моральных соображений. И предсказать бомбу тогда было сложно. Догадаться можно было, понимая, что плохо разрушать общественную экосистему. Ферштейн?
Пример 3
Павел Дуров частично копирует, частично улучшает Фейсбук, и создаёт ВКонтакте. Российские власти из идеологических соображений отжимают эту соцсеть. Дуров уезжает. Он частично копирует, частично улучшает Вотсап, и создаёт Телеграм. Сейчас Телеграм это второй по масштабу мессенджер мира, если не считать изолированную китайскую платформу. И станет первым, если/когда Дуров сможет добавить туда внутренние платежи своей криптовалютой. А ВКонтакте потихоньку хиреет.
Российские власти не поняли и, видимо, никогда не поймут, что основную ценность представляли Дуров и его команда, а не их продукт.
Оргвыводы
Важно понимать, что всегда возможны новые, неизвестные, непредсказуемые сценарии. Чтобы с ними справиться, нужна человеческая экосистема. Экосистемы ценны для долгосрочных проектов и крупных компаний. Менеджеры должны осознавать, что иногда целое больше, чем сумма составляющих частей. И быть частью такого целого крайне приятно. Сотрудники, которые каждый день с искренней радостью и с горящими глазами приходят на работу, не просто делают больше, чем от них ожидается, но развивают продукт и адаптируют его.
5igorsk
Jul 11 at 23:23
|
</> |